С высоты птичьего полета
Владимир Обещенко с юных лет увлекся альпинизмом
А вскоре увлечение сделал своей профессией, став промышленным альпинистом. Промышленный альпинист – сравнительно молодая специализация. Ее внесли в список профессий только в 2001 году. Раньше такие работники назывались монтажники-высотники.
Из увлечения – в профессию
– Чтобы заниматься промышленным альпинизмом, нужно не бояться высоты. Я родился и вырос в Майкопе, всегда любил поездки в горы. И, как все мальчишки, конечно, лазал по деревьям, крышам гаражей, стройкам… Когда учился в восьмом классе, мы с друзьями записались в городской Дворец пионеров, в секцию скалолазания. Тренером у нас был Геннадий Викторович Долгов – один из сильнейших альпинистов Адыгеи, кандидат в мастера спорта по скалолазанию и альпинизму. Сейчас он председатель Федерации скалолазания РА. Мне сразу понравились занятия: и теория, и практика, особенно когда мы выезжали в горы и уже там пробовали свои силы. Но про то, что мое увлечение станет в дальнейшем профессией, даже не думал, – рассказывает Владимир.
К окончанию школы, когда нужно было определяться, кем стать, парень решил получить «земную» профессию и поступил в АГУ на физико-математический факультет, на специальность «Автоматические системы управления». Он успешно окончил вуз и, ни дня не проработав по специальности, ушел в промышленный альпинизм.
На трубе
– Я оказался в числе промышленных альпинистов совершенно случайно… Это было в мае 2012 года, когда я еще учился в университете. Мне и еще нескольким ребятам из секции скалолазания позвонил наш тренер Геннадий Викторович и предложил подзаработать промышленным альпинизмом. Нужно было поработать на трубе ЖБИ в Белореченске. Она высотой 22 метра. Это и стало моим первым объектом, – делится воспоминаниями Владимир.
По его словам, было немного страшно. До этого ни он, ни его напарник не бывали на таких объектах.
– Прежде чем приступить к работе, Геннадий Викторович порекомендовал нам просто залезть на трубу, «почувствовать» ее, понять, сможем ли. У промышленного альпинизма есть свои сложности – ты же не просто «висишь» на объекте, но при этом еще и штукатуришь, красишь или ведешь сварочные работы. Высота той трубы была сравнительно небольшой, мы забрались наверх по ходовым скобам, там закрепились и «присмотрелись»… А потом довольно быстро завершили работы на объекте и таким образом влились в ряды профессионалов, – говорит Владимир.
Дед Мороз настоящий?
– Иногда встречаются и не совсем обычные заказы. У меня был такой случай – парень провинился в чем-то, и они с его девушкой поссорились. Он решил как-то загладить свою вину и произвести впечатление – попросил меня вручить девушке букет и мягкую игрушку. Она жила на седьмом этаже… И вначале даже не поверила, когда парень попросил ее выйти на балкон, чтобы получить от него послание «с самих небес» – свидетельство его бесконечной любви к ней. Но все же вышла на балкон. А рядом «висел» я с шикарным букетом роз и огромным плюшевым медведем. В устной форме передал, что ее парень просит прощения и любит ее. Девушка даже прослезилась, и вскоре они сыграли свадьбу, – рассказал Владимир.
Еще один из запомнившихся ему заказов – вручение маленькому мальчику новогоднего подарка от Деда Мороза. Владимир облачился в костюм сказочного героя и с крыши девятиэтажки спустился на шестой этаж прямо на указанный балкон.
– Малыш, как оказалось, уже почти час терпеливо ждал меня, хотя ему родители и сказали, что у Деда Мороза много работы, и он сможет поздравить его только в два часа дня. Как он удивился и одновременно обрадовался, увидев меня, спускающегося на балкон! Его широко распахнутые, удивленные и в то же время счастливые глаза я до сих пор помню… Он все время повторял: «А я не верил, что Дед Мороз существует! А теперь поверил! Ты же настоящий?» Вот так я подарил новогоднюю сказку этому ребенку, – рассказывает промышленный альпинист.
По его словам, часто бывают и срочные заказы: то маленький ребенок закрылся в квартире, то дверь захлопнулась, а ключи остались внутри…
На все руки
Чтобы работать промышленным альпинистом, нужно параллельно обучиться еще нескольким профессиям: штукатура, маляра, сварщика, кровельщика.
– На нашей работе не соскучишься, сплошной адреналин, – улыбается он. – Не так давно мы меняли обшивку балконов в двенадцатиэтажке по улице Пролетарской. Некоторые из жильцов даже предлагали нам чашечку кофе, печенье… Молодежь включала музыку, чтобы нам было веселее работать. Многие интересовались, не страшно ли вот так висеть на высоте девятого этажа. Но были и не совсем довольные товарищи. Несмотря на то, что всех жителей дома заранее предупредили, что будут проводиться такие работы, одна дама воспротивилась тому, что пришло время поменять обшивку ее балкона. Пришлось обращаться за помощью к старшей по дому.
Каждый новый заказ – это другое место работы.
– Я, наверное, романтик, но часто перед началом работы, поднявшись на высоту, например, крышу девяти- или двенадцатиэтажки, откровенно любуюсь красотой пейзажа. Это незабываемое ощущение, – делится Владимир.
Безопасность – это главное
– Главное в нашей работе – безопасность, – подчеркивает Владимир. – Организация страховки – важнейшая вещь в нашей профессии. От этого зависят жизнь и здоровье. Причем все снаряжение должно быть сертифицированным. И я сам, и все мои коллеги всегда работаем исключительно на двух веревках, по одной спускаемся, другая – для подстраховки. Веревки у промышленных альпинистов очень прочные – выдерживают вес в несколько тонн. Так что на них можно смело хоть слона поднимать! И сами веревки используются разные, они бывают статические и динамические. Первая – при нагрузке не растягивается, на ней обычно мы работаем. А вторая – страховочная – динамическая, более мягкая. Плюс в обязательном порядке каска, карабины, обвязки, спусковые и «стопящие» механизмы, сидушки для долгой работы, монтажный пояс… Целый арсенал.
География мест работы Владимира «на высоте» самая обширная: от Майкопа и Новороссийска до самых окраин страны. В столице Адыгеи ему с товарищами приходилось трудиться на корпусе «Картонтары» Дворца спорта «Якуб Коблев».
Так Владимир, записавшись еще школьником в секцию скалолазания, нашел дело всей своей жизни – профессию, которая, несмотря на все риски, ему по душе. Там же, на занятиях по скалолазанию, он встретил и свою любовь – девушку Машу, с которой они долго дружили, а потом сыграли свадьбу. Теперь в их семье подрастают две дочери. Пока они еще совсем маленькие, но как только немного подрастут, папа обязательно научит их любить высоту.
Валерия ЛОМЕШИНА,
Газета «Советская Адыгея».
{{commentsCount}}
Комментариев нет