Его слово проникало в душу народа
Исполнилось 160 лет со дня рождения Аппы Джанибекова, первого народного поэта-сатирика Карачая


В КЧГУ им. У. Д. Алиева состоялась межрегиональная научно-практическая конференция, посвящённая этой дате.
Здесь собрались учёные-филологи, учителя карачаево-балкарского языка КЧР и КБР, студенты и аспиранты, представители общественной организации «Къарачай Алан Халкъ», а также посланцы рода Джанибековых, живущие по обе стороны Эльбруса. Лейтмотивом конференции, где воздавалась дань памяти первопроходцу карачаевской сатиры, организатору первого горского кукольного театра, звучала мысль о том, что творческое наследие Аппы Джанибекова существенно влияет на современную горскую литературу, так же, как и произведения Касбота Кочкарова и Исмаила-джырчы Семёнова. Собственно, эта великолепная тройка и дала зачин поэзии и прозе горцев на рубеже XIX-XX веков, высвечивая богатства родного языка, его возможности в сохранении национального достоинства и идентичности.
Открывая конференцию, заведующая кафедрой карачаево-балкарской и ногайской филологии КЧГУ Светлана Хапаева отметила значимость этого форума для тех, кто по долгу своей деятельности считает себя ответственным за сохранение родного языка и бережного отношения к творчеству народных поэтов и писателей. В своём докладе доктор исторических наук, профессор КЧГУ Аскерби Койчуев осветил жизненный и творческий путь Аппы Джанибекова и обозначил его место и значение в истории карачаево-балкарской литературы.
Аппа (Зекерия) Кала-Гериевич (1864-1934) родился в ауле Учкулан. Он рано познал тяжёлый пастушеский труд, но из общения со старшими, как губка, впитывал в себя народные песни, россыпь мудрых пословиц и поговорок, что стало основой его будущего творчества. По мере взросления юноша, замечая имущественное расслоение общества, угнетение простого народа господствующими сословиями, а также человеческие недостатки, такие как алчность, чванство, лень, гордыня, высмеивал это в своих сатирических стихах. Он был бесстрашным защитником простого народа, и где бы Аппа ни появлялся, люди были ему рады. Однажды услышанные от Аппы реплика, меткое четверостишие, сатирический куплет, моментально подхватывались и передавались из уст в уста.
Своё творчество Аппа Джанибеков воплощал в кукольном театре, где был сам себе режиссёром, актёром и мастером по изготовлению кукол. Редкий регистр его голоса позволял поэту-лицедею играть роли детей, стариков, женщин. В своих постановках он мог метко высмеять муллу и судью, хозяина отары или сварливую женщину. Полярные позиции в его произведениях занимали выходцы из семей, воспитанных на основе горских адетов, которым присущи доброта, отзывчивость, гостеприимство, чувство собственного достоинства. Многие в постановках кукольного театра узнавали себя, и он нажил себе немало врагов. Власть предержащие, дважды сфабриковав против Аппы уголовные дела, отправляли Джанибекова в места лишения свободы в Сибирь.
Аппа Джанибеков не оставил после себя рукописей, поэтому его стихи, песни, скороговорки по крупицам собирали известный историк Исмаил Хубиев, писатели Халимат Байрамукова, Назифат Кагиева, филолог Магомед Хабичев. Особый вклад в сохранение его творческого наследия внесли литературовед Римма Ортабаева и учитель Ахия Биджиев. Результатом их труда явилось издание книги «По следам Аппы Джанибекова», в которую вошли около 350 его сатирических стихов, песен, четверостиший.
В своём выступлении и. о. главного редактора газеты «Къарачай» Салима Коркмазова подчеркнула, что, прикоснувшись к народному искромётному юмору и острой сатире Аппы Джанибекова, направленной на искоренение человеческих недостатков и пороков, молодое поколение может сформировать себе правильное представление об истинных ценностях. И выраженное это на родном языке культовым народным поэтом обретает сакральный смысл.
Говоря о значении творчества Аппы Джанибекова для карачаевского и балкарского народов, учительница СШ № 7 г. Нальчика Зарема Джанибекова отметила:
– Стихи, афоризмы, песни поэта хорошо знало старшее поколение, и именно его творчество поддерживало наши народы в годы депортации. Как писал Кайсын Кулиев, «нас ветром, как труху гнилой чинары, с чужой землей смешало бы давно, когда лишились хлеба мы и песни, когда мы скалы на плечах несли».
Руководитель музея «Село моё родное», преподаватель родного языка СШ с. Терезе Халимат Акбаева выступила с презентацией копий кукол Аппы Джанибекова, рассказав о том, как была организована работа над проектом. Участники форума обсуждая вопросы популяризации творчества Аппы Джанибекова, отметили его воспитательную ценность в продвижении родного языка.
Факт
В ходе конференции прозвучали предложения о создании книги, посвящённой Аппе Джанибекову, и установлении памятника поэту в Карачаево-Черкесии. А песни на стихи Аппы Джанибекова, прозвучавшие здесь в исполнении народного артиста КЧР Умар-Алия Бостанова, наполнили аудиторию эмоциональными красками.
Последние новости




{{commentsCount}}
Комментариев нет