День республики № 36 от 03.04.2025

И шерстяные носки как символ заточения

Накануне Всемирного дня театра, отмечаемого ежегодно 27 мая, Ногайский драматический театр КЧР представил свою третью в этом году премьеру

3 апреля в 08:11
3 просмотра
Сцена из спектакля «Ретро»
Сцена из спектакля «Ретро»
Источник — Фото автора

Это спектакль «Ретро», поставленный по пьесе известного драматурга Александра Галина, переложенной на ногайский язык Шахмелек Казаковой, исполнительницей главной женской роли. Спектакль, как и предыдущие: чеховский водевиль «Медведь» и моноспектакль «Подвенечное платье», был посвящен 10-летнему юбилею театра, отмечаемому в этом году.

Спектакль идет с антрактом более двух часов, и всё это время артисты держат зрителя в постоянном напряжении. Казалось бы, бытовая история о жизни людей старшего поколения – об их одиночестве, непонятости, ностальгии, беззащитности, гордости, чувстве собственного достоинства.

Сюжетная линия спектакля такова. Одинокого старика дочь после смерти матери забрала в город, где живёт с преуспевающим мужем в богато обставленной квартире. Старик как бы сторожит эту роскошь, а также выполняет функции секретаря – отвечает на звонки, записывает поручения. Нет-нет, да и дочке прислуживает – вон, как вокруг неё вьётся. И при этом постоянно хочет вернуться в своё село, где он сам себе хозяин, но дочь боится его одного отпускать, а зять не хочет терять секретаря-сторожа и решает свести его с какой-нибудь одинокой женщиной.

Словом, особой оригинальностью не отличается, но ведь любую пьесу превращает в действо актёрская игра. А позже в глаза начинают бросаться режиссёрские задумки, призванные усилить эффект актерской игры.

Мне не раз приходилось бывать на спектаклях, когда актёры начинали разогреваться и попадать в роль по ходу пьесы. Но в данном случае к зрителю вышли не актёры в образе, а живые страдающие люди, и их нахождение на сцене и игрой нельзя было назвать. Камертон был задан исполнителем главной роли Адлером Туркменовым с первой же реплики. Впрочем, все артисты настолько чисто прожили свои роли, что даже человек, не знающий ни слова по-ногайски, мгновенно оценил высокий уровень актёрской игры.

Говоря об актерах, хотелось бы отметить молодого артиста Мухарби Суюнова, который занят в роли зятя и предстает в образе резко отрицательного героя. Те, кто знаком с пьесой Галина, удивились бы такой трактовке, потому что зятя представляешь отстранённым, усталым, высокомерным снобом. А тут такой злодей, искуситель, глаз горит, движения то вкрадчивые, то резкие, как и внезапные переходы голоса – от увещевательных нот до грубого ора. Этого персонажа на сцене немного много, но это «много» искусно заканчивается ровно на том делении, когда игра может перейти в театральщину.

Женские роли тоже сыграны достаточно убедительно – будь то три пришедшие на смотрины не вовремя невесты или полуистеричная дочь старика, которая не столько об отце печётся, сколько о своём душевном покое.

А вот игра Адлера Туркменова не просто впечатлила, а пронзила насквозь. Он играет старика – слабого, видно, больного, очень ответственного, заботливого и в то же время гордого и непокорного. Запертый в чужой роскошной квартире, он задыхается в ней и мечтает покормить поутру голубей. Голуби – это небо, воля, свобода… А у него даже денег на дорогу нет, и всё, что ему нужно от незваных «невест», – это несколько рублей взаймы, чтобы добраться до своего дома, а долг он обязательно с пенсии отдаст…

Режиссёр Андзор Емкуж, заслуженный деятель искусств Республики Адыгея, выступил в этом спектакле ещё и как сценограф, обогатив спектакль мизансценами, деталями, потрясающими находками, которые усиливали или усугубляли эффект происходящего на сцене.

Меня, например, потрясли шерстяные носки, в которых старик ходит практически весь спектакль. Носки толстые, тёплые, пушистые, как раз для больных ног старика. Но в то же время эти носки – его оковы, его беспомощность, зависимость, плен. Потому что в носках дальше квартиры никуда не пойдёшь.

Таких находок у Андзора много, и все они настолько живоговорящие, что вкупе с актерской игрой они делают понятным спектакль даже тем, кто не знает ногайского языка. Да и режиссер Андзор Емкуж, кабардинец по национальности, поставивший спектакль на совершенно другом языке, продемонстрировал большее, чем просто талант, а именно масштабность, кругозор, бесконечную преданность любимому искусству.

Вишенкой на торте я бы назвала присутствие на спектакле министра культуры КЧР Зураба Агирбова, который, видно было, получал настоящее удовольствие от великолепной актерской игры и изображаемых характеров.

Что ж, премьера получилась не просто удачной, но и дала понять, что спектакль заслуживает новые сцены, новые зрительные залы. Благо премьеру посетили целые делегации ногайцев, которые приехали из Москвы, Краснодара, Пятигорска, Дагестана, села Канглы Ставропольского края.

Как говорится, большому кораблю – большое плавание. Я искренне желаю этого Ногайскому драматическому театру.

Шахриза БОГАТЫРЕВА
Поделиться
в соцсетях
10 лет 2025 Адлер Туркменов Андзор Емкужев заслуженный деятель искусств РА Зураб Агирбов курьер муз министр культуры КЧР Ногайский драматический театр Ногайский театр ногайский язык пьеса режиссёр спектакль спектакль "Ретро" творческая деятельность театр театральная постановка театральное искусство юбилей