День республики № 78 от 17.07.2025

Легенды старого Архыза

17 июля в 08:01
6 просмотров
1 комментарий
Вот такие рододендроны растут в наших горах
Вот такие рододендроны растут в наших горах

Продолжение. Начало ч 1, ч 2, ч 3, ч 4, ч 5, ч 6, ч 7, ч 8, ч 9.

Горные розы

В давние, ещё дохристианские времена жители здешних мест знали не только своих соседей – обитателей ближних ущелий и долин, но и многие другие народы, жившие по берегам Понта Эвксинтского и Понта Серединного морей.

А лучше других были им знакомы эллины, которые вели обширную торговлю, покупая в наших краях зерно и доставляя сюда ткани, украшения, посуду и другие товары из далёких заморских стран. Но не только желание увеличить своё богатство двигало торговцами из Эллады – им хотелось увидеть и понять мир, познать обычаи и языки разных народов. Эллинские путешественники проникали в самые далёкие уголки Кавказа, в самые глухие места, иногда строили свои поселения и оставались в них на века… В те далекие годы в одном из дальних ущелий пас своих овец и коз пастух по имени Сабаган. Жена Сабагана умерла и оставила ему прелестную девочку по имени Секертме. Дочь росла среди дикой красоты гор, помогала отцу, чем могла, а когда выросла, превратилась в настоящую красавицу, с чистым и светлым лицом, с глазами, синими, как озёра в горах, гибкую, стройную и ловкую, как молодая серна. Не каждый из мужчин мог так метко стрелять из лука или скакать верхом, и не каждая из женщин могла так искусно украсить узорами кошму, как это делала Секертме. Когда община собиралась на праздник, и к очагу съезжались жители самых дальних урочищ, не было ни одного юноши, который не хотел бы выйти в круг вместе с ней – так замечательно танцевала дочь Сабагана. Многие пытались просить старого пастуха отдать её в жёны, но очень строг был отец, да и девушка ещё не познала любви и не очень-то торопилась покинуть родной дом.

Как-то раз забрёл в ущелье, где жила Секертме, эллинский торговец и путешественник по имени Геномед. Никогда раньше не видел он такой суровой природы, никогда не поднимался так высоко в горы, где облака ходят под ногами, где до радуги можно дотянуться рукой, а небо видится таким близким, что кажется можно зацепиться за краешек молодой Луны или обжечь руку, нечаянно прикоснувшись к горячей звезде. Как желанного гостя приняли Геномеда пастух Сабаган и его дочь. Но как только эллин взглянул в лицо красавицы Секертме, понял он, что именно здесь Богиня любви – златокудрая Киприда оставила для него свой капкан. Всю ночь рассказывал он о своей далёкой Родине, о величественных храмах, о всесильных и мудрых богах. Как зачарованная слушала девушка заморского гостя. Через два дня настала пора прощания, и Геномед оставил красавице на память серебряное ожерелье с изумрудами и спросил:

– Могу ли я ещё приходить в твой дом, Секертме?

– Обязательно приходи, Геномед, я буду тебя помнить и ждать!

Вскоре Геномед вернулся домой, но так и не смог забыть он синие глаза девушки, которая жила высоко в горах, за двумя морями. Видел он по ночам её светлый лик, слышал журчание её голоса и скоро понял, что больше не сможет жить счастливо и спокойно, если рядом не будет прекрасной Секертме. Стал он собираться в обратный путь, но перед отплытием решил посетить храм Богини Деметры.

Под крышей храма в тот день было тихо и безлюдно. Геномед подошёл к жертвеннику, положил на него небольшой сноп пшеницы, присел. Неожиданно для себя он задремал, и, как только его веки сомкнулись, к нему подошла женщина в белом хитоне, немного усталая, с добрыми и спокойными глазами.

– Здравствуй, Геномед, – сказала она. – Узнаёшь ли ты, кто перед тобой?

– Ты – Деметра, Великая Богиня Плодородия, – ответил Геномед, – я – твой верный почитатель и слуга.

– Я знаю. Что тебя привело ко мне?

– Я люблю девушку по имени Секертме. Она живёт очень далеко отсюда, но я намерен привезти её с собой. Я хочу, чтобы ты освятила землю, где она родилась, своим прикосновением, и пусть это будет священным подарком её маленькому и трудолюбивому народу. Сделай так, чтобы рядом с её домом росли самые красивые цветы, какие только есть в твоих волшебных садах!

– Это желание, Геномед, благородно и заслуживает моей помощи. Не думай ни о чём, отправляйся к любимой, а когда доберёшься до ее дома, сам увидишь, что пришёл ко мне не напрасно.

Деметра улыбнулась и, махнув на прощание рукой, ушла. Когда Геномед очнулся от дремоты, в храме уже никого не было. Прошло немало дней, прежде чем он снова оказался на пороге знакомого дома высоко в горах. Труден был его путь, много опасностей пришлось преодолеть, но любовь оказалась сильнее всех преград и испытаний, и к середине весны Геномед снова встретился с красавицей Секертме. И снова потрескивали угли в очаге, снова не мигая слушала девушка нескончаемые рассказы молодого эллина о его путешествиях и снова ночь промелькнула быстро и незаметно… Утром, когда Секертме и Геномед вышли из дома, они не поверили своим глазам. Всюду вокруг на склонах гор расцвели невиданной красоты белые цветы, напоминающие розы. Сияло солнце, журчала вода, ручьи собирались в маленькие речки, прыгали с обрывистых скал звонкими водопадами, собирались в мощный и бурный поток. И по обоим берегам этого потока тоже распустились нежные соцветия – дар Великой Деметры – Богини Плодородия. Прошло семь дней, семь ночей, старый Сабаган всё-таки согласился отдать свою дочь замуж за Геномеда, и тот увёз её в Элладу. Но остались на память о нём и его любимой на все времена прекрасные горные розы – рододендроны и ещё звонкая и быстрая река Секертме, воды которой стремительно бегут к тёплым морям – Понту Эвксинтскому и Понту Серединному, омывающим берега далёкой и прекрасной страны – Эллады.

Продолжение.

Кстати,

в России в естественных условиях встречается до 18 разновидностей рододендрона, главным образом на Кавказе (например, рододендрон жёлтый и рододендрон кавказский), в Сибири и на Дальнем Востоке.

В. П. РОМАНЕНКО
кандидат технических наук, заслуженный работник культуры РФ, член Союза писателей России
Поделиться
в соцсетях
Архыз Владимир Романенко КЧР легенды Любимый край поэзия рассказ рододендрон сказки