День республики № 95 от 26.08.2025

Легенды старого Архыза

26 августа в 08:03
4 просмотра
Гранит, в котором как будто выдавлен контур меча
Гранит, в котором как будто выдавлен контур меча

Продолжение. Начало ч 1, ч 2, ч 3, ч 4, ч 5, ч 6, ч 7, ч 8, ч 9, ч 10, ч 11.

Меч императора Юстиниана

В середине первого тысячелетия Новой эры самым могущественным государством Причерноморья несомненно была Византия, и правил этой империей хитрый и дальновидный император Юстиниан. Знал он, что мир и процветание его страны зависят не только от численности армии, но и от того, насколько дружественны соседние царства, насколько связаны они с Византией родственными узами, торговлей или общей верой.

Шёл шестой век Новой эры. По велениям императора пробирались крутыми горными тропами через перевалы Кавказского хребта христианские проповедники. Они приходили в селения местных жителей, которые поклонялись своим языческим идолам и строили церкви, где рассказывали о жизни и смерти Иисуса и о том, что именно он призван спасти мир от всяческих бед. Однако люди, к которым приходили византийцы, не торопились принимать новую веру, соблюдали свои обряды и приносили жертвы верховному Богу Тейри – Тьха. Когда же пришельцы проявляли в утверждении своей религии нетерпение и излишнюю настойчивость, их изгоняли из селений, а часто и лишали жизни… Но на смену погибшим снова и снова приходили подвижники, которые продолжали дело своих духовных братьев …

Одним из таких подвижников был проповедник Андрон, которого лично отправил за Кавказ император Юстиниан, чтобы заменить погибшего священника, бывшего когда-то другом императора. Он призвал к себе Андрона, который был известен знанием многих языков, умением спорить и убеждать людей, обладал терпением и хладнокровием – качествами весьма редкими в те жестокие времена. Юстиниан принял священника в своём дворце и в напутствие сказал:

– Погибший был другом моего детства, и, потеряв его, я потерял частицу своей души. Но дело его жизни не должно умереть, поэтому я прошу тебя пойти по его стопам, в те края, где он провёл последние дни жизни. Да будет тебе удача в делах и пусть восторжествует в новых пределах свет нашей веры!

Император молитвенно замолчал на несколько мгновений. Затем он вызвал оруженосца и взял из его рук меч с золочёной рукоятью, украшенной рубинами.

– Знаю, – сказал он, – что твоя жизнь будет не раз подвергаться опасностям и испытаниям. Возьми в подарок мой меч, и пусть он будет твоей защитой в самые трудные минуты жизни. И постарайся понять, почему так часто гибнут в Гиперборее наши соотечественники.

Принял Андрон меч Императора и отправился в путь. Тяжкой была дорога на север, да и можно ли было назвать дорогой почти бесконечную цепь узких безлюдных троп! Андрону приходилось карабкаться по крутым камням к перевалам, переходить вброд бурные горные реки, мокнуть под внезапно налетавшим проливным дождём, когда вокруг не было ни одного места для того, чтобы укрыться от безжалостного ветра. Когда Андрон спустился в долину, вдоль которой проходила тропа к селению, где погиб его предшественник, он был почти без сил.

К ночи он остановился в лесу неподалеку от реки, принял скромную трапезу и, сотворив молитву, прислонился к стволу пихты, и в этот момент заметил появившийся в сумраке странный светящийся силуэт, который бесшумно приближался к месту ночлега. Вскоре к нему подошёл старец, белый, как лунный камень и совсем седой. Схватился проповедник за меч, но вдруг почувствовал, что совсем не боится того, кто так неожиданно возник из темноты лесной чащи.

– Здравствуй, Андрон! – сказал старец. – Не бойся меня, я совсем ненадолго потревожу тебя, но если ты внимательно выслушаешь и примешь всерьёз то, что я скажу, ты сможешь гораздо лучше исполнить наказ своего владыки, а главное – сохранишь свою жизнь.

– Кто ты, отец? – спросил Андрон. – И откуда тебе известно моё имя?

– Это не важно, – ответил старец и присел на камень, – ты можешь называть меня Исидором. Я был одним из первых, кто появился здесь с крестом и Евангелием и по своему неразумению. Но господь специально послал меня к тебе, чтобы ты не повторял ошибок своих собратьев. Готов ли ты выслушать меня?

– Я буду внимать тебе, как мог бы внимать тому, кто ниспослал тебя ко мне, – ответил проповедник.

– Тогда слушай и запоминай. Прежде всего, ты должен знать, что люди, к которым ты идёшь, – вовсе не дикари, как это часто говорят у нас на родине.

– Но ведь они – язычники и приносят жертвы своим идолам.

– Не будем забывать, что и у нас на Родине – в древней Элладе – люди поклонялись Зевсу и жертвовали ему и другим богам не только животных, но и людей. Однако это не мешало нашим предкам строить мраморные храмы, путешествовать через моря, создавать великие творения искусства, и никто, даже сегодня, через несколько веков, не осмелится называть их дикарями. А гипербореи – это совсем другой народ, с другой историей, другими обычаями. И у них тоже есть чему поучиться – они искусные воины, они умеют разводить лучших в мире лошадей, но главное – не это. Они еще не научились лгать, и их простодушие достойно восхищения. Они не прячут за пустыми словами ни гнев, ни радость, ни печаль, ни любовь. Это также достойно подражания.

Юстиниан I, мозаика в Равенне (фрагмент)
Юстиниан I, мозаика в Равенне (фрагмент)

– Но я должен не учиться, а учить – именно так повелел мой император!

– Чтобы чему-то научить человека, надо сначала самому научиться его понимать. Это тем более справедливо, когда речь идет о целом народе. Ты должен будешь познать жизнь этого народа во всех ее явлениях и во всей ее сути. Ты должен познать в совершенстве его язык, иначе как ты сможешь понимать людей, а они – тебя? Ты должен стать своим среди них, иначе ты навсегда останешься чужестранцем, которого все будут воспринимать настороженно или враждебно …

– Но на это может уйти слишком много лет …

– На это может понадобиться целая жизнь! Если же ты не готов к такому повороту судьбы, то лучше сразу вернуться назад. И вот ещё что, запомни, Андрон: гипербореи – народ гордый, и ни с кем из них нельзя разговаривать свысока. Прими мои наставления, и ты обретёшь среди них истинных друзей и, может быть, сможешь обратить кого-то в свою веру.

Выслушал Андрон то, что сказал ему старец Исидор, и сказал:

– Вероятно, ты прав, отец Исидор, но как же в таком случае исполнять своё святое назначение?

– Если все твои помыслы, дела и молитвы будут служить на пользу гипербореев, они сами потянутся и к тебе, и к церкви. Это в нашем деле – самое главное.

Старец Исидор встал с камня, положил руку на плечо Андрона и произнёс:

– Я благословлю тебя на твои труды, но прежде положи свой меч на этот камень. Не стоит приходить в чужую страну с оружием. Твоим оружием должны быть Слово, Вера, Доброта.

– Но если я вернусь домой без священного дара императора, он не простит мне этой потери.

– Если ты захочешь вернуться домой, пройди мимо этого камня, и ты сразу увидишь свой меч. Возьми его и иди с Богом. До твоего возвращения никто не увидит и не тронет дар Юстиниана.

Послушался Андрон старца, положил оружие и тут же увидел, как меч слился с каменной глыбой и исчез из вида…

– Волей Господа благословляю тебя. Прощай.

Исидор поднял на прощание руку и удалился тихо и бесшумно, словно не шагал по земле, а летел, едва задевая низкую лесную траву.

Андрон прибыл в селение через три дня и прожил там долгие двадцать лет. Он всячески старался соблюдать заветы старца Исидора и не раз поминал его добрым словом. Он познал жизнь гипербореев, их обычаи, язык, учился у них военному искусству, верховой езде. И сам священник многому научил жителей селения – измерять время, лечить болезни, ставить водяные колеса для мельниц… При этом всякий раз напоминал он людям, что Господь внимает его молитвам и посылает ему своё благословение и удачу во всех его делах. Далеко шагнула молва о добром и умном византийце, и поэтому он действительно обрёл многих друзей и многих единоверцев.

Когда минуло два десятилетия, Андрона потянуло на родину, к далёким морским берегам. Как лучшего друга проводили его жители селения, и скоро священник вновь оказался в том самом месте, где состоялась его встреча со старцем Исидором. С волнением приблизился Андрон к знакомому камню, и как только положил он на этот камень свою руку, из глубины гранита сразу же поднялся на поверхность меч с золотой рукоятью, украшенной рубинами – священный дар императора Юстиниана. Поднял священник оружие и увидел, что след меча так и остался впечатанным в поверхность каменной глыбы…

Этот камень сохранился до сих пор. По правому берегу Большого Зеленчука проложена лесная дорога, и если пойти по этой дороге, можно найти серый, ушедший в землю обломок гранита, в котором как будто выдавлен контур прямого византийского меча – память из далёкого первого тысячелетия.

Продолжение следует.

Справка

Юстиниан – византийский император, правивший с 1 августа 527 года вплоть до своей смерти в 565 году, правление которого стало периодом наивысшего расцвета Византии. Юстиниан, полководец и реформатор – считается одним из наиболее выдающихся монархов раннего средневековья. Его правление знаменует собой окончательный этап перехода от древнеримских традиций к византийскому стилю правления.

В. П. РОМАНЕНКО
кандидат технических наук, заслуженный работник культуры РФ, член Союза писателей России
Поделиться
в соцсетях
Архыз Владимир Романенко достопримечательности КЧР легенды Любимый край поэзия рассказ сказки