Юность комсомольская моя
Урузмаг Бирагов из села Коста Хетагурова уже давно на заслуженном отдыхе, но в свои 87 лет сидеть без дела не привык
Жизнь этого человека, наполненная трудом, испытаниями и победами, – яркое свидетельство того, что человек способен преодолеть любые трудности, если у него есть цель и вера в свои силы. Бирагов – настоящий патриот, который своим примером вдохновляет молодое поколение на добрые дела и поступки.
Поднятая целина
По дороге в гостеприимный дом Бираговых я вспомнила эпизод из прошлого. На одном из значимых мероприятий выступал секретарь комсомольской организации отделения № 2 совхоза «Кумышский» Урузмаг Бирагов, пользовавшийся заслуженным уважением односельчан. С трибуны он говорил о работе с сельской молодёжью, отмечал достижения и успехи некоторых ребят, критиковал тех, кто относился к своим обязанностям спустя рукава. Я слушала его и невольно задавалась вопросом: почему он ни словом не обмолвился о себе? А ведь мог бы…
Этот человек необычайной скромности, который сторонится разговоров о себе, считая это проявлением хвастовства, не стремится выделяться среди сверстников. Даже теперь, спустя десятилетия, я знала, что будет непросто разговорить его.
Урузмаг Фёдорович родился в селе имени Коста Хетагурова в 1938 году. Отец трудился в колхозе, мать вела домашнее хозяйство, занималась детьми и небольшим подворьем. В грозном 1941 году в первые же дни войны отец Урузмага, Фёдор Данилович Бирагов, вместе с другими односельчанами ушёл на фронт, где и сложил голову, пав смертью храбрых под Севастополем в 1942 году.
Урузмаг был слишком мал, чтобы в полной мере осознать произошедшее, понять причину слёз на глазах взрослых. Дети остались на попечении матери, которая, как и другие женщины, начала трудиться в колхозе, помогая убирать урожай. Ночами она вязала тёплые вещи для фронта. Пока оставалось своё хозяйство, жизнь была сносной. Всё изменилось с приходом немцев. Захватчики зверствовали, считали себя хозяевами положения. Отбирали у людей последнее. Жители села прятали детей в подвалах. Еды катастрофически не хватало, но люди поддерживали друг друга чем могли. Общее горе сплотило всех, и это помогло выстоять в суровые времена. После окончания войны дети пошли в школу. Было неимоверно тяжело: не хватало обуви, тетрадей и ручек, в классах стоял лютый холод.
– Как мы учились? Часто приходилось пропускать уроки, постоянно мучило чувство голода, – с болью вспоминал Урузмаг Федорович.
После окончания семилетки в 1960 году восемь выпускников школы поступили в Эркен-Шахарскую школу механизаторов. С этого момента началась взрослая жизнь. Урузмаг попал в группу, готовившую механизаторов широкого профиля. Учёба давалась легко, профессия пришлась по душе. Он был внимателен, старательно усваивал знания, которые закреплялись на практике. Трижды за время учёбы лучших курсантов отправляли на уборку урожая, на целину. Это были славные шестидесятые, годы освоения целинных земель.
– Мы были полны энтузиазма и с гордостью ехали на уборку. Ещё бы! Ведь это целина, о которой говорила вся страна, а мы – её покорители. Колхоз имени Сталина – огромный колхоз. Поля пшеницы – бескрайние. Работали с воодушевлением. Порой мне казалось, что мой комбайн плывёт по морю. Все стремились убрать урожай до дождей, – вспоминал мой собеседник.
За высокие показатели в работе Урузмаг был награждён знаком ЦК ВЛКСМ, грамотами от руководства колхоза. А затем по путёвке комсомола попал на Алтай. Здесь было сложнее – и физически, и морально, особенно поначалу. Жили на стане бригады, спали на нарах, обед привозили прямо в поле. Но молодые люди не падали духом, старались сами обустроить свой быт: организовывали соревнования, выпускали боевые листки. Часто к ним наведывалось колхозное руководство, хвалило за ударный труд. Так что к моменту окончания училища они уже были опытными механизаторами.
В 1963 году крайком комсомола по заявке руководства колхоза снова вручил им путёвки на уборку в целинный колхоз.
– Нас было шесть комбайнёров. У меня был старенький комбайн СК-3, который, однако, подбирал всё до зёрнышка, а у моих товарищей – новенькие СК-4. Комсомольская бригада работала с опережением, но машин для перевозки зерна не хватало. Пришлось обратиться к председателю колхоза, и нам выделили дополнительно несколько машин. Урожай выдался на славу, колхоз убирал его почти до снега. Не обходилось и без неприятностей при таком темпе работы. Случались и аварии. Однажды мой комбайн наскочил на камень, и я попал под жатку, но после лечения вернулся в строй – совесть не позволяла подвести товарищей. Дружный комсомольский коллектив, победитель соревнований, пользовался особым вниманием – нас награждали грамотами, выдавали денежные премии, дарили ценные подарки, – рассказывал Урузмаг Федорович.
Куба – любовь моя
Вернулись домой в конце 1963 года. А в 1964 году Бирагов начал работать механизатором в своём колхозе и параллельно был секретарём сельской комсомольской организации села имени Коста Хетагурова. Но судьба распорядилась иначе. Крайком комсомола пригласил участников уборки урожая на целине на совещание. Им предложили принять участие в сборке нового тростниково-уборочного комбайна. Эти комбайны собирали в Люберцах. Со всей страны съехалась молодёжь, ребята разных национальностей.
– Нас распределили по группам и стали обучать, – продолжал рассказ Бирагов.- Занятия проходили и в аудиториях, и в цехах, непосредственно на сборке комбайнов. Мы досконально изучили эти машины, но пока не знали, для чего они нужны. После прохождения курса все разъехались по домам. Однако через месяц нас снова вызвали в Москву, где и сообщили, что мы отправляемся на Кубу для участия в проведении первой механизированной уборки сахарного тростника.
Вы не представляете, как это было волнительно. В голове звучали слова песни: «Куба – любовь моя…». Оказаться в далёкой стране и выполнять задание Родины. Конечно, было страшновато плыть на корабле в незнакомые края, но и безумно интересно. От поездки никто не отказался, ведь ехали по путёвке комсомола. Нас было много, почти все знали друг друга по учёбе и работе на целине, сопровождали нас представители завода. Особенно мне запомнилась встреча с Фиделем Кастро. Он приветствовал нас по прибытии на Кубу, рассказал о своей стране, ответил на наши вопросы, и, конечно же, было сделано фото на память.
Шесть человек из группы оказались в селе Энкрусихода. Им выделили целый дом, условия были отличные. Был даже свой телевизор, а ещё – свой повар, кубинец Хосе, который очень хотел научиться говорить по-русски.
– Работая на новых комбайнах, мы должны были выявлять все недостатки в работе машин и сообщать о них представителям завода-изготовителя, – говорил Бирагов. – Основная наша задача заключалась в том, чтобы обучить кубинских ребят, закрепленных за нами, управлению тростниково-уборочным комбайном советского производства. С этой задачей мы справились неплохо. Об этом свидетельствуют благодарности от правительства Кубы.
Пример для подражания
После возвращения с Кубы Урузмаг Федорович служил в рядах Советской Армии. После службы работал в городе Тольятти, на строительстве машиностроительного завода. И везде, где бы он ни работал, куда бы ни забрасывала его судьба, старался быть достойным памяти своего отца, погибшего на фронте, защищая нашу Родину. После вернулся на родину, в своё родное село, и продолжал трудиться.
– Ну, наверное, хватит, – закончил свой рассказ Урузмаг Фёдорович. Он посмотрел на нас, молчаливых и внимательных слушателей, и спросил:
– Зачем это всё вам?
– Затем, – ответила я, – чтобы младшее поколение знало, что значит быть ответственным за свои дела и поступки, что значит любить свою Родину. У них должен быть пример для подражания.
В доме Бираговых царит атмосфера тепла и уюта. На стенах – фотографии разных лет: вот Урузмаг Фёдорович – молодой, энергичный комсомолец – в поле, за рулем комбайна. Вот он же – в окружении кубинских товарищей, улыбающийся и счастливый. Каждая фотография – словно окно в прошлое, напоминание о ярких событиях и важных вехах жизни.
Супруга Урузмага Фёдоровича, Аза Андреевна, – внимательная и заботливая женщина. Она с гордостью рассказывает о муже, о его трудолюбии и скромности. «Он никогда не кичился своими заслугами, – говорит Аза, – всегда считал, что просто делал то, что должен был делать». Вместе они прожили почти 60 лет, вырастили двоих детей.
Галина ВОРОНОВА.
Факт
По возвращении с Кубы молодые механизаторы были награждены почётными грамотами ЦК ВЛКСМ за участие в проведении первой механизированной уборки сахарного тростника в Республике Куба. Эта грамота, фотографии с Фиделем Кастро, а также благодарность от кубинского народа до сих пор хранятся в семье Бираговых.
Последние новости
{{commentsCount}}
Комментариев нет