От меда с характером до деревьев для правнуков
Традиционная осенняя ярмарка состоялась в Черкесске
Этого события ждали – с пустыми тележками и большими надеждами сюда пришли и местные жители, и гости столицы. Было видно, люди серьезно настроились делать зимние запасы.
Уже в восемь утра у гипермаркета «Лента» яблоку негде было упасть – в прямом и переносном смысле. Посетители ярмарки обходили многочисленные ряды с морковкой, картошкой, луком и другими дарами осени. Кстати, в этом году в ярмарке приняли участие более ста предприятий не только из Карачаево-Черкесии, но и других регионов.
– Я каждый год здесь запасаюсь! – говорит Анна Ивановна, с трудом удерживая тележку, переполненную овощами. – Морковку по 25 рублей взяла, на рынке ведь дешевле 50 не найдёшь. А отборная картошка – 40 рублей. Таких цен я с прошлого года не видела.
Рядом мужчина лет сорока грузит в багажник машины мешки с картошкой.
– На зиму беру, на всю семью, она у нас большая. Двести килограммов только что купил, – говорит он.
Особенный ажиотаж царил у прилавков с яблоками. Десятки сортов – от наливных «белых» до румяных «апортов» – продавались невероятно дешево.
– Берите по 25 рублей за кило! – зазывает покупателей молодой парень, перекладывая яблоки из ящиков в корзины. – В магазинах такие же по 80 рублей продают. Мы прямо из сада, без торговых накруток, вкус у наших яблок необыкновенный.
К яблочным рядам действительно было не протолкнуться. Очередь выстроилась длинная, человек тридцать, а то и больше. Люди терпеливо ждали, переминаясь с ноги на ногу и заранее прикидывая, сколько килограммов смогут унести.
– Дайте мне «белого налива», – просит пожилая женщина, показывая на желтоватые прозрачные яблоки. – Они для варенья самые лучшие, не разварятся. И пять кило «симиренко» – кислые, для шарлотки – то что надо.
Молодые мамы выбирали сладкие сорта для детей, а пожилые пары закупали яблоки на сушку, компоты, вино.
– У нас «антоновка» по 40 рублей, – объясняет другая продавщица, показывая на крупные зеленые яблоки. – А вот эти, «апорт», по 60 – они самые сладкие, можно сразу есть!
За первые два часа торговцы успели распродать несколько тонн яблок. Пустые деревянные ящики складывали штабелями, а на их место привозили новые, доверху наполненные свежими плодами.
– Я уже третий раз подхожу, – смеется женщина с двумя полными сумками. – Сначала взяла на еду, потом на компот, а теперь соседке надо захватить. Такие цены бывают раз в году.
На соседних рядах развернулось целое медовое царство. Пасечники из разных районов Карачаево-Черкесии, и не только, наперебой предлагали свою продукцию. Республика имеет давние традиции пчеловодства.
– Попробуй, не глотай сразу, – командует пасечник Мурат, поднося к покупателю деревянную ложку с темно-янтарным медом. – Чувствуешь, как горлышко щиплет и аромат цветочный? Это гречиха с высокогорных лугов. Настоящий мед должен быть с характером.
Покупатели, как дети, переходили от одного пасечника к другому, пробуя и сравнивая. Пчеловоды предлагали все: от липового и акациевого меда до более редких монофлорных сортов.
Особой популярностью пользовались подарочные наборы – банки с медом, украшенные лентами, в комплекте со свечами из натурального воска. Это превращало простую покупку в красивый и душевный подарок.
Не менее оживленно было и в мясных рядах. Фермер Аслан Узденов раскладывает на прилавке свежую баранину.
– Все свое, с личного подворья. Никакой химии, только натуральное кормление. Вчера днем еще животные на пастбище были, – говорит животновод.
Если в мясных рядах шли разговоры о свежанине, то здесь, у коптилен, царил особый мир, где главным аргументом был дым. Плотные клубы его поднимались над импровизированными павильонами, смешивая запахи ольхи, яблони и горных трав.
– Нет, ты сначала понюхай! – мужчина средних лет подносит к носу покупателя тонкий ломтик бастурмы. – Чуешь, пахнет дымом, а не жидким дымом? Я три недели эту красоту вялил. Настоящая мужская еда – для горных походов, под хорошую водку.
Особой популярностью пользовался домашний суджук. Мадина, которая приехала на ярмарку из Кабардино-Балкарии, разрезала тёмные, маслянистые колбаски и угощала всех подряд.
– Моя бабушка рецепт из Османской империи привезла, – с гордостью говорила она. – Только говядина, только соль, перец и время. Никакого сахара, никакой сои. Попробуйте – почувствуете историю!
Цены здесь были выше, но народ не скупился: суджук – 1600 руб. за кг, бастурма – 1700 руб., копчёные бараньи рёбрышки – 1400 руб.
– Это не просто мясо, это концентрат, – объяснял покупатель, заказывая килограмм бастурмы. – Один кусочек – и ты сыт до вечера. Лучше фастфуда любого!
Кстати, в этом году на ярмарке было представлено небывалое количество саженцев. Более 40 сортов яблонь, 20 видов груш, черешни, сливы, алычи – глаза разбегались от этого изобилия. Особый аспект – все растения были адаптированы к местному климату, что гарантировало их приживаемость.
– Вот эти яблони – морозоустойчивые, выдерживают до -35 °C, – объяснял покупателям селекционер с 30-летним стажем Артур Казиев. – А эти груши начинают плодоносить уже на второй год.
Цены приятно удивляли – от 200 рублей за штуку, что на 20-30% ниже рыночных.
Особенным спросом пользовались саженцы грецкого ореха – «деревья для внуков», как его называют местные жители.
– Посадишь сегодня – через 5-7 лет уже будут первые орехи, а проживет такое дерево до 300 лет, – делился знаниями пожилой садовод.
Молодые семьи активно покупали по 3-5 разных видов яблонь с разными сроками плодоношения, чтобы с июля по октябрь свои яблоки были.
Интересно, что наряду с плодовыми деревьями, популярностью пользовались и декоративные растения – туи, можжевельники.
– Люди хотят не только практическую пользу, но и красоту вокруг, – заметила продавец Зарема из Адыгеи.
К двум часам дня многие прилавки заметно опустели, а довольные покупатели начали расходиться по домам. А на площади до самого вечера еще стоял ни с чем не сравнимый запах – смесь дыма, спелых яблок и свежего хлеба.
Добавим
Вообще, копчёное мясо в наших краях – это и деликатес, и предмет гордости, и часть культурного кода. Каждый продавец знал историю своего продукта и готов был рассказывать её часами, угощая и убеждая, зазывая и соблазняя. И судя по полным сумкам покупателей, убеждали они очень даже успешно.
Последние новости
{{commentsCount}}
Комментариев нет