Будут ли стандарты к месту?


С 1 января 2025 года вся медицинская помощь в России должна оказываться по клиническим рекомендациям, то есть каждый человек, где бы он ни проживал, сможет получить помощь одинакового качества. О том, что по этому поводу думают сами врачи, мы поговорили с председателем комиссии по развитию здравоохранения, охране здоровья граждан и физической культуре Общественной палаты КЧР Энвером Байчоровым.
– Энвер Музафирович, для начала, что же такое клинические рекомендации?
– Все клинические рекомендации (КР) основаны на результатах исследований российских и зарубежных ученых. Специалисты оценивают их качество и при составлении выбирают самые достоверные. Всю информацию в них оценивают по двум уровням – достоверности доказательств и убедительности рекомендаций. Эти критерии помогают врачам определить наиболее эффективные методы диагностики и лечения.
– Кто занимается разработкой и внедрением КР?
– Список заболеваний, по которым должны быть клинические рекомендации, утверждает Минздрав РФ, а разрабатывают их профессиональные медицинские НКО – ассоциации врачей или научные общества, специализирующиеся в конкретной области медицины. После разработки они проходят рассмотрение в научно-практическом совете Минздрава, куда входят самые разные эксперты. Единогласно одобренные КР открыто публикуют на портале ведомства, и в течение месяца любой желающий может оставить замечания и предложения. Это нужно, чтобы учесть мнение других врачей и пациентов.
– Может ли по лечению одной болезни быть несколько КР или не быть их вообще?
– По каждому заболеванию или состоянию утверждают только одни клинические рекомендации. Если свои версии разработали несколько медицинских сообществ, Минздрав либо выбирает одну из них, либо направляет обе на совместную доработку, чтобы создать общую. В то же время есть болезни и состояния, которые встречаются столь редко, что для них не разрабатывают КР. Тогда тактику обследования и лечения определяют индивидуально, обсуждая пациента на врачебном консилиуме.
– Ожидается, что новшество позволит пациентам получить наиболее качественное лечение. А как это будет выглядеть на практике?
– Сама по себе идея КР при должном обеспечении больниц действительно должна способствовать стандартизации медпомощи и предоставлению пациентам эффективных методов диагностики и лечения, основанных на современных научных данных. И врачам тоже будет проще в принятии решений. Но на деле все не так просто. В КР четко прописаны диагностический план и объем лечения, который должен получить пациент, но не учитываются реалии. Например, когда в больнице нет нужного оборудования или медикаментов. Опять же, не у всех медицинских учреждений есть лицензии на проведение определенных процедур.
– И что же тогда делать пациенту?
– В таких случаях его должны направить в другое медучреждение, где ему смогут предоставить все необходимое для лечения. Или же предоставить пациенту «онлайн-помощь» – организовать удаленную консультацию с узким специалистом.
– Но так лечение может затянуться…
– Да, на практике маршрутизация пациентов и доступность медицинских услуг сильно зависят от региона и ресурсов конкретного учреждения. Из-за этого в отдаленных или малонаселенных районах люди могут с задержкой получать помощь, предусмотренную рекомендациями, или не получать ее вовсе.
– Как долго может действовать разработанная клиническая рекомендация без обновления?
– КР должны пересматривать не реже одного раза в три года и не чаще раза в полгода. Но для многих областей медицины даже три года – слишком большой срок, ведь наука и практикующая медицина на месте не стоят, и в это время могут появиться принципиально новые методы терапии, способные улучшить резулиндивиьтаты лечения. Редкий пересмотр КР может привести к тому, что врачи будут использовать устаревшие подходы, а пациенты – получать не самое эффективное лечение. Даже сейчас некоторые клинические рекомендации включают методы диагностики и лечения, которые уже признаны неэффективными или устаревшими.
– А что делать врачу, если у болезни пациента есть свои особенности и классическая КР для него не подходит или уже проведенное лечение не помогло?
– В этом случае у врача остается возможность индивидуального подхода. Но тогда уже нужна врачебная комиссия, с членами которой лечащий врач должен согласовать лечение пациента и оформить всю необходимую документацию. Правда, это тоже может привести к тому, что человек получит помощь с задержкой.
– Может ли несоблюдение врачом клинических рекомендаций стать поводом для жалобы пациента?
– Всегда может сложиться ситуация, когда врач вынужден отступить от КР, чтобы назначить самое эффективное и безопасное лечение. Если при этом он не объяснил свое решение, пациент может не понять его действий и пожаловаться. Поэтому в медицине так важны доверительные отношения и полное взаимопонимание доктора и больного.
Последние новости



Комментариев нет