«Конкурс» удался!

15 февраля в 04:29
 просмотров

Трудно поклоннику театрального искусства, не пропустившему практически ни одной премьеры в национальных академических театрах Харькова, привыкать к размеренной жизни Черкесска, увы, не столь насыщенной культурными событиями.
Как филолог, педагог по образованию, формировала свой эстетический вкус на театральных традициях Харькова. В этом украинском городе прожито 30 лет сознательной жизни. И все эти годы радовали душу прекрасные спектакли национального театра украинской драмы им. О. Курбаса (именно в нем начинал свой творческий путь так любимый многими Леонид Быков), русского академического театра драмы им. А. С. Пушкина, не считая нескольких ярких молодежных театров-студий, театра кукол им. С. Образцова.
И вот Черкесск… 30 лет спустя. Родной, близкий и уже далекий одновременно. И драматический театр, который строился, когда я еще училась в школе. Трудно поклоннику театрального искусства, не пропустившему практически ни одной премьеры в национальных академических театрах Харькова, привыкать к размеренной жизни Черкесска, увы, не столь насыщенной культурными событиями.
Как филолог, педагог по образованию, формировала свой эстетический вкус на театральных традициях Харькова. В этом украинском городе прожито 30 лет сознательной жизни. И все эти годы радовали душу прекрасные спектакли национального театра украинской драмы им. О. Курбаса (именно в нем начинал свой творческий путь так любимый многими Леонид Быков), русского академического театра драмы им. А. С. Пушкина, не считая нескольких ярких молодежных театров-студий, театра кукол им. С. Образцова.
И вот Черкесск… 30 лет спустя. Родной, близкий и уже далекий одновременно. И драматический театр, который строился, когда я еще училась в школе. Летние отпускные месяцы просто проходила мимо. Ни тебе афиши, ни тебе репертуара предстоящих спектаклей на месяц. Знакомые отвечали на мои вопросы: “Кажется, спектакли ставят… иногда”. Первая театральная афиша появилась лишь осенью. “Колдовское озеро” по произведениям А. П. Чехова. Не рискнула оценить искусство актеров г. Черкесска, решивших сыграть “Три сестры”, “Дядю Ваню” “Вишневый сад”. А зря… Отзывы зрителей, пусть и не многочисленных, были весьма лестными.
И вот “Конкурс”. Нашумевшая в свое время в Москве пьеса нашего современника А. Галина, которую он сам поставил в театре “Современник” еще в 1999 году, рассказывающая о нашей сегодняшней жизни, о том духовном тупике, в который зашло наше общество, и о том, как самые обыкновенные люди пытаются эту жизнь изменить. Пьеса оказалась настолько актуальной, что многие российские театры наперебой устраивали в своих городах ее премьерные показы. Пьеса
Наконец “Конкурс” поставили и в Черкесске. Для этого пригласили заслуженного деятеля искусств РФ В. Бирюкова – главного режиссера Ставропольского театра.
Несмотря на то, что спектакль играли в понедельник (не очень удачный день для зрелищ), захотелось посмотреть популярную комедию. Как же она зазвучит на нашей сцене? Говорили, зрителей в зале бывает очень мало (местная публика, увы, весьма равнодушна к театральному искусству). На этот раз все было по-другому: во-первых, премьера состоялась раньше, а потому посмотревшие уже спектакль успели его советовать своим знакомым, во-вторых, публика соскучилась по смеху. Зал постепенно заполнялся, многие зрители были с букетами цветов.
Внимание привлек беспорядок на сцене. Грязная клеенка, какие-то тряпки, пара трухлявых стульев – все это перед закрытым занавесом. Вначале показалось, что просто забыли или не успели убрать. Потом, уже по ходу спектакля, стало ясно это и есть наша жизнь, которую мы так нехотя очищаем от грязи. Немного позже увидели незамысловатые, даже простенькие декорации. И это тоже удачная находка режиссера: ничто не отвлекало зрителей от потрясающей игры актеров.
Все сосредоточено на них, на конкурсантках, которые пришли в  давно не видевший ремонта клуб заявить о себе как о красавицах. Но красавиц-то зритель и не увидел. На сцене смешно и очень бедненько одетые не первой свежести тетеньки рвутся, чтобы их допустили до участия в  невероятном конкурсе. А началось все с того, что в провинциальном городе в газете было дано объявление: “Солидная японская фирма предлагает престижную работу в элитных ночных шоу”.
 В далекую Японию и Сингапур засобирались отчаявшиеся от безысходности провинциальной жизни и беспробудного пьянства своих мужей русские бабы. Спасибо надо сказать режиссеру, что он не дал нам, зрителям, ни разу усомниться, что смотрим мы комедию (конкурсантки по-настоящему смешны, красивые женщины талантливо играли некрасивых  и недалекого умаглупых теток (Ольга Ивашова – свою Нинель, Нина Захарова – Тамару). Пожалуй, единственная конкурсантка – жена бизнесмена Пухова (в исполнении Анны Комаревцевой) может считать себя по праву достойной для такой “престижной работы” в Сингапуре (бывшая циркачка, появившаяся на сцене в ослепляющем глаза наряде).
Но все это действо на сцене было лишь прелюдией к комедии с глубоким трагедийным оттенком, пока в зрительном зале не появилась главная героиня Варька (нет, не появилась, прорвалась на сцену еще одна “красавица” – в мохеровой шапке, драповом пальто, войлочных ботиночках, в руках – потрепанная сумочка, ручки которой замотаны синей изолентой, “красавица”, которой, пожалуй, до пенсии несколько годков осталось). Клоун в юбке, да и только! Ан нет, именно такая неухоженная, недалекая Варька (по замыслу пьесы) явится защитницей всех этих потерявшихся, отчаявшихся в жизни конкурсанток.
Тем более, когда зритель понял по ходу пьесы, почему же так рвалось сердце этой простой женщины — ведь среди засобиравшихся в Сингапур были две ее родные дочери, попавшие в сексуальное рабство к своей родной богатенькой тетке — владелице гостиницы. Как же здорово с подачи автора пьесы и режиссера спектакля сыграла Варьке «Комедию» через трагизм ситуации! С появлением Вари смех в зрительном зале не умолкал (“Браво!” актрисе Елизавете Козел, которая прожила на сцене свою Варьку со станции “Товарная”).
Еще больше комедийного “жару” поддали пришедшие выручать своих любимых “девочек” мужья, еле державшиеся на ногах, в одежонке, купленной 20 лет назад на последнюю советскую зарплату (Виктор Михеев, Степан Дубицкий).
И было бы очень смешно, если бы… не брошенная в зал щегольски одетым франтом, таким представительным бизнесменом Пуховым (Виталий Вартанов) фраза: “Ничего, пусть проваливают в свой Сингапур! А я на все свои деньги куплю их “телок”, привезу сюда и заставлю их плясать перед пьяными мужиками!” Вот такой “ответ Чемберлену”.
Стоп! Так комедия это или трагедия? На сцене – слезы, на глазах многих зрителей – тоже. А где же типичный для любой комедии хэппи-энд? Но в том-то и особенность режиссуры, и талантливая игра актеров, которые показали зрителям, как в безвыходной ситуации в людях возникает единение, доброта, понимание друг друга. “Конкурс” – это не легенькая развлекательная комедия со счастливым концом, это спектакль об абсурде нашей жизни, о самых непредсказуемых решениях, которые жизнь заставляет нас принимать.
Эта зарисовка писалась не с точки зрения театрального критика, а с желанием сказать самые искренние слова благодарности всем тем, кто создавал этот спектакль. Я уверена в том, что “Конкурс” никого не оставил равнодушным. Поэт Л. Озеров когда-то написал: “Таланта надо помогать, бездарности пробьются сами”. Нашим местным талантам мы, благодарные зрители, можем помочь своими громкими аплодисментами и заполненными залами. Спасибо за прекрасный спектакль!

И. ЯТЛЕНКО.
г. Черкесск.

Поделиться
в соцсетях