Один день в Хасаут-Греческом

6 августа в 07:41
60 просмотров

Хасаут-Греческое – одно из старинных поселений республики, приближающееся к своему 150-летию. Как гласит история, в древней Элладе ходили в скромных плащах, ели козий сыр и ячменные лепешки (завтрак Сократа), жили в простых домах и вместо удобств, благ и комфорта технологической цивилизации, там не один год господствовала культура, а именно – духовная и душевная наполняемость, – то,  что мы сейчас определяем как состояние счастья, любви и радости. Жизнь в Хасаут-Греческом проходила примерно в таком же измерении – быт здесь всегда был скромен, в селе никогда не строили пышных хором, но та самая “душевная напоняемость” присутствовала всегда, благодаря чему село сохранило свой неповторимый облик.

Хасаут-Греческое – одно из старинных поселений республики, приближающееся к своему 150-летию. Как гласит история, в древней Элладе ходили в скромных плащах, ели козий сыр и ячменные лепешки (завтрак Сократа), жили в простых домах и вместо удобств, благ и комфорта технологической цивилизации, там не один год господствовала культура, а именно – духовная и душевная наполняемость, – то,  что мы сейчас определяем как состояние счастья, любви и радости. Жизнь в Хасаут-Греческом проходила примерно в таком же измерении – быт здесь всегда был скромен, в селе никогда не строили пышных хором, но та самая “душевная напоняемость” присутствовала всегда, благодаря чему село сохранило свой неповторимый облик.

Первые переселенцы, греческие беженцы из Турции, облюбовали  это тихое пристанище для жизни у реки Аксаут в 1864 году. Они построили жилье, возвели церковь святого Дмитрия Салунского, отвоевали от подступавших к первым срубам лесов участки для огородов, развели живность. С появлением колхозов организовали свои крестьянские хозяйства “Эмброс” (“Вперед”) и “Элефтерон зоны” (“Свободная жизнь”). Были построены молочно-товарная ферма, которая очень скоро стала передовой в автономной области, лесопильный завод, развивалось растениеводство. Трудовой энтузиазм тех лет и преданность марксизму-ленинизму шли параллельно с разоблачением “врагов народа”, которым была уготована участь бесследно сгинуть в Сибири и на Соловках. Жертвами сталинских репрессий стали председатель колхоза “Эмброс” Л. Дибижев, директор лесозавода Д. Ильев, директор школы Г. Дибижев…
Лишь в 50-е годы в колхозе “Эмброс” появились первые трактора, хотя тягловая сила также находила применение наравне с техникой. К началу 70-х волов как гужевой транспорт использовать перестали и их сдали на мясокомбинат. Из-за отказа выделять селянам сенокосные угодья многие перестали держать в личном хозяйстве коров, а уже к середине 80-х у трети населения Хасаут-Греческого их не осталось. К концу 90-х греческое население здесь значительно уменьшилось из-за миграции молодежи в Грецию и города Кавминвод. Из 690 человек греческой национальности в те годы из села выехала половина населения.
В 1957 году на левом берегу Аксаута стали селиться в основном жители аула Красный Карачай. С тех пор живут в добром согласии Кипкеевы и Дибижевы, Кочкаровы и Кецеровы, Эбзеевы и Сауловы, деля друг с другом и радости, и печали. В этом маленьком селе испокон века жили и продолжают жить спокойно и достойно, полагаясь друг на друга. В Хасаут-Греческом, где свято чтут традиции своих народов, никогда не знали, что такое хулиганство, аморальный образ жизни, хронический алкоголизм. Здесь глубоко почитают своих стариков, с уважением относятся к сединам родителей, многие знают язык соседа, и греки с карачаевцами отлично ладят друг с другом, а любой дом открыт для гостя. И такие селения как Хасаут-Греческое, которые одинаково милы сердцу и коренного жителя, и случайного гостя, не сгинут, не исчезнут с лица земли, ибо их корни – в здоровой и благодатной почве…
Об этом думали мы с фотокором Тауланом Хачировым, знакомясь с сегодняшним днем Хасаут-Греческого. И хотя на улицах села стояла тишина и было безлюдно, здесь шла своя несуетливая жизнь: в огородах кто-то корпел над своими овощными грядками, во дворах пожилые женщины возились с домашней птицей, азан с минарета роскошной мечети, построенной сравнительно недавно, призывал к полуденному намазу. Увидели мы и христианскую церковь св. Дмитрия, чей ухоженный двор красноречиво говорил о том, как прихожане дорожат своим святым. Особенно многолюдно бывает здесь на праздник Троицы – особо почитаемый день у греческого населения, как и Купалы. Обычно на эти праздники съезжаются уроженцы Хасаут-Греческого из разных концов республики и Ставрополья – помолиться, зажечь свечи в честь здравствующих родственников и за упокой души умерших, навестить родные могилы. В селе немало пустующих домов, но они отнюдь не брошены и продавать их никто не собирается – это и прицел на будущее, и память о родовом гнезде.
Как сказал глава сельского поселения Шамиль КИПКЕЕВ (на снимке), сегодня в Хасаут-Греческом проживает 612 человек, из них треть населения – греки. Люди с нетерпением ждут газификации, которую намечено начать нынешней осенью. Согласно федеральной программе произведен ремонт автодороги Кардоникская – Хасаут-Греческий протяженностью 5 километров, продолжается ремонт проселочной дороги. В последнее время, благодаря установленной вышке “Мегафон”, нет нареканий по поводу сотовой связи. На стадии завершения ремонт здания администрации села, которые приобретает респектабельный вид: капитально отделаны кабинеты, наружное стены обшиты сайдингом, установлен новый забор. Отремонтирован и сельский Дом культуры. Шамиль Анзорович с гордостью показал новую детскую игровую площадку в центре села (на снимке). Аттракционы стоимостью в 97 тысяч рублей приобретены на средства местного бюджета.
– Шамиль Анзорович, вполне ясно, что население в основном занято личными подсобными хозяйствами, но есть ли в настоящее время точки для приложения сил молодежи?
– В селе 5 фермерских хозяйств, занятых животноводством, среди них выделяется КФХ Владимира Кузнецова, который разводит КРС, овец, лошадей. Да и остальное население не сидит сложа руки: в селе содержится 350 голов крупного рогатого скота, свыше 2000 овец. Сельская молодежь занята на лесозаготовках, пилораме, имеется у нас и цех по производству тротуарной плитки. Многие работают на базах отдыха, которые расположены в живописном Аксаутском ущелье выше нашего села. В настоящее время строится четвертая, и думаю, это не предел. Места – то у нас просто замечательные для дальнейшего развития туризма и они будут осваиваться.
– Хасаут-Греческое всегда отличалось своей бесконфликтностью, доброжелательностью, где нет места криминальным ситуациям…
– Разумеется, и народ сам по себе совестливый, дружный, но нельзя сбрасывать со счетов и образцовую работу нашего участкового Михаила Кулакова. Благодаря ему, к примеру, народ не страдает от скотокрадства и мародерства – ведь сколько у нас временно пустующих домов, ждущих своих хозяев! Я уверен – у нашего села есть перспектива, об этом говорит и динамика демографической ситуации, и позитивный настрой основной массы населения.
В этом мы убедились, поближе познакомившись с некоторыми хасаутцами. Взять, к примеру, начальника узла связи Галину КОНОВАЛОВУ (на снимке), которая здесь еще и за почтальона, и за оператора. Народ ее уважает за обязательность, пунктуальность, преданность своей работе, подчеркнутое внимание к старикам, тем более, их здесь осталась самая малость. Подписка на газеты у Галины Викторовны выполняется всегда на 170-180%, кстати, приятно удивило, что в Хасауте немало подписчиков на “День республики”. Письма у нее на рабочем столе не залеживаются, а моментально доставляются адресатам. «Представьте себе, сегодня в век сотовой связи письма в село приходят часто, особенно из Греции, где живут мои соплеменники и  односельчане, – говорит Коновалова. – Что ж, никакие sms и телефонные разговоры не заменят все-таки письма в конверте, где выражено больше чувств и устремлений к далекой родине. Я обожаю свое село, которое манит к себе через года и расстояния”.
Заглянули мы в этот день и в школу с живописным палисадником, украшающим улицу. Во многих классах пахнет свежей краской и только что закончившимся ремонтом, и несмотря на отпуск учителя находились на своих рабочих местах. Кто-то наводил уют, кто-то сидел у ноутбука, готовя планы. В этом году здесь было 5 выпускников. Под руководством директора школы Зарият Кипкеевой работает 17 педагогов, среди них почетные работники образования и ветераны труда: Зарема Дотдаева, Тамара и Раиса Кузнецовы, Нуризат Хапчаева, Глычкана Батчаева и другие. В этой небольшой школе создана творческая, почти семейная атмосфера, где ни один ученик не выпадает из поля зрения своих наставников. Поэтому каждый выпускник сохранил о родной школе самые теплые воспоминания, куда бы низабросила его судьба. А родное село это ведь не только отчий дом и подсолнух под окном, но и школа, давшая путевку в большую жизнь. И это объединяющее начало называется духовным родством, создающим емкое слово – односельчане…

Фото Таулана ХАЧИРОВА.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях