Есть у республики моей чудесный уголок…

16 июля в 06:17
3 просмотра

Ехали понтийские греки в Аксаутское ущелье…
Тот, кто хоть раз побывал здесь летом, навсегда унесет с собой ощущение элегической умиротворенности и очарование, навеянное пасторалью окружающих лесов, благоухающими травами пастбищных лугов с тучными стадами, чистейшими водами горного Аксаута. Здесь раскинулось село Хасаут-Греческое, чья уникальная история относит нас к древней мифологии, а эллинский этнос мирно ужился с горцами, создавая межнациональную гармонию под стать окружающей природе.

Как гласит история, Хасаут-Греческое 150 лет назад основали выходцы из Понтийского царства, которое еще в незапамятные века образовалось на побережье Черного моря вследствие его колонизации греками.

Ехали понтийские греки в Аксаутское ущелье…
Тот, кто хоть раз побывал здесь летом, навсегда унесет с собой ощущение элегической умиротворенности и очарование, навеянное пасторалью окружающих лесов, благоухающими травами пастбищных лугов с тучными стадами, чистейшими водами горного Аксаута. Здесь раскинулось село Хасаут-Греческое, чья уникальная история относит нас к древней мифологии, а эллинский этнос мирно ужился с горцами, создавая межнациональную гармонию под стать окружающей природе.

Как гласит история, Хасаут-Греческое 150 лет назад основали выходцы из Понтийского царства, которое еще в незапамятные века образовалось на побережье Черного моря вследствие его колонизации греками. Кстати, первые намеки греческого присутствия на Черноморском побережье, в том числе и Крыму, могут быть прослежены в древней мифологии – это как раз те места, куда Ясон и аргонавты приплыли в поисках золотого руна. Миф был запечатлен Аполлонием Родосским в его работе «Аргонавтика». Современные историки датируют экспедицию Арго приблизительно 12 веком до нашей эры, основываясь на описании, данном Аполлонием. Основной целью колонизации греками Черноморского побережья были отнюдь не захватнические войны, а вполне миролюбивые планы – торговля, строительство, развитие наук, жизненно важных ремесел. Но в 1453 году мирное течение жизни Понтийского царства нарушили турки, поработившие его население. И это стало началом трагедии, постигшей понтийских греков, которые оказались и оторванными от исторической родины – Эллады, и ставшими совершенно бесправными в своем государстве.
За четыре столетия турецкого ига репрессии против понтийских греков превратились в настоящий геноцид: им запрещалось говорить на родном языке, строить церкви, их душили непомерными налогами, похищались юные девушки для гаремов, насильно отбирались из семей мальчики, чтобы готовить из них головорезов для турецкой армии. За этот период было уничтожено около миллиона понтийских греков. Но, несмотря на террор и гонения, понтийцы сумели сохранить свое национальное самосознание, язык, культуру и веру, всячески противясь насильственной исламизации.
В середине 19 века понтийцы, изнывавшие от турецкого ига, обратились с прошением к российскому государю Александру II о переселении их на территорию России. Так, 6 тысяч понтийских греков переселились на Северный Кавказ. Одна из групп, состоявшая из 27 семей, прибыла под предводительством Ивана Харибова (Кянджо) в станицу Баталпашинскую, где последний добился аудиенции у наместника округа генерал-майора Григория Петрусевича….
Генерал-майор принял его в своем кабинете. Разговор проходил на турецком языке. Просьбу Иван Харибов изложил кратко: «Нам предоставьте поселиться там, где есть и таш, агач, суу (камень, лес, вода)». На что Петрусевич ответил, что переселенцы найдут все это в верховьях Кубани…
Но они облюбовали именно это тихое место на берегу хрустально-прозрачной речки Аксаут. И закипела работа по выкорчевыванию вековых деревьев, освобождению места под постройки домов. А, надо отметить, новоселы были сплошь мастеровые люди – каменщики, отменные плотники, ловкие кузнецы: Дибижевы, Сауловы, Филямяновы, Кецеровы и др. Были построены грунтовая дорога в соседнюю станицу Кардоникскую, церковь святого Дмитрия Салунского, первая школа. А в дни Пасхи звучала греческая скрипка-лира, зазывая молодежь на танцы на сельской площади, в церкви шла служба, и то и дело слышалось ликующие: «Христос анести» и «Алетинос анести» («Христос воскрес» и «Воистину воскрес»).
Обосновавшись на новом месте в 1864 году, а в 1875 году приняв российское подданство, первопоселенцы и их потомки стали полноправными гражданами Российского государства, обретя новую родину, с которой навсегда связали свою судьбу…

Этапы большого пути
За последние 150 лет Россия пережила целый ряд глобальных событий и потрясений, связанных с войнами, изменением форм государственной власти, развитием новых производственных отношений и форм собственности. Все эти события как в капле росы отразились и на небольшом греческом селе. К примеру, в Русско-японской войне участвовали: Естафий и Савелий Дибижевы, Кирилл Зурначев, Харлампий Кецеров, Георгий Халджиев и т. д. Менее чем через 10 лет началась Первая мировая война, которая вызвала рост патриотических настроений в России. Большинство воинских формирований на Северном Кавказе включали в свой состав и представителей горских народов. Все они становились в ряды бойцов огромной Кавказской армии, начавшей сражение с турецкой армией. Участниками боев в составе Кавказской армии являлись: Виктор, Константин, Кузьма, Устин Авжиевы, Федор, Савелий, Николай, Лазарь, Константин Дибижевы, а еще – братья Зурначевы, Кайтязовы, Кузнецовы, Кузьминовы и многие другие.
Грянула революция, а следом и гражданская война, и в карусели этих событий многие не вернулись домой. Смертью храбрых пали Иван Дибижев, Георгий Кайтязов, Григорий Кецеров, Георгий Хитилов и другие. Затем пришло время определяться: с белыми быть или с красными. В большинстве своем хасаутцы вступали в красные отряды Балахонова, сражаясь против банд генерала Шкуро. Самым активным участником борьбы за советскую власть был Пантелей Саулов. Его долго преследовали, и, в конце концов, он был схвачен и казнен белогвардейцами.
Прошумели суровые годы двух мировых войн, где жители Хасаут-Греческого показали себя преданными защитниками Родины. В центре села стоит небольшой памятник погибшим воинам в Великой Отечественной войне. В этот скорбный список внесены имена Виктора Саулова, Федора Филимянова, без вести пропали Христофор и Харитон Кузнецовы, Николай Кузьминов. Центральная улица села носит имя славной партизанки Надежды Кецеровой, расстрелянной фашистами в 1942 году, а в 1941-м погиб смертью храбрых на Украине ее брат Федор Кецеров.
До Великой Отечественной войны в Хасаут-Греческом было два колхоза – «Эмброс» («Вперед») и «Элефтерон зои» («Свободная жизнь»). Была построена молочно-товарная ферма, которая стала передовой в Карачаево-Черкесии, появился лесопильный завод, развивались растениеводство и животноводство. В конце 40-х годов южнее села была открыта экспедиция по добыче руды с большим содержанием молибдена. Руда перерабатывалась и отправлялась на металлургические комбинаты. В 50-х годах начала работу геологическая партия Кольцовской экспедиции, где проводились изыскательные работы на предмет наличия урана. Функционирование геолого-разведовательных партий давало возможность трудоустроиться многим сельчанам.
Что и говорить, жизнь в Хасаут-Греческом в те времена била ключом. Крепкие узы дружбы связывают по сей день жителей Хасаут-Греческого с селом Коста Хетагурова, а в старину они ходили к осетинам пешком, как и в город Микоян-Шахар. Дело в том, что неблизкий путь можно скоротать вдвое, а то и втрое, если преодолеть гору, разделяющую эти населенные пункты. Вот и ходили они, чтобы помолиться и зажечь свечи у икон в Шоанинском храме в честь святого Георгия Победоносца или на учебу в пединститут. И хотя давно это было, но тропы те еще не заросли и не канули в Лету, и находятся те, кто пользуется ими, чтобы добраться пешком в дни религиозных праздников. Ведь испокон века считается, что путь к храму, преодоленный пешком, очищает душу.
В 1957 году на побережье реки Аксаут стали селиться карачаевцы, жившие до депортации в ауле Красный Карачай. С тех пор и живут в добром соседстве Эбзеевы и Сауловы, Кочкаровы и Дибижевы, Кипкеевы и Кузьминовы. Они вместе со всей страной преодолели и годы «оттепели» и «застоя», стойко претерпели перестроечный и постперестроечный периоды. Безусловно, у жителей этого древнего села, которые с размахом собираются отметить свой 150-летний юбилей, есть надежда на созидательное будущее. И эту надежду питает неразрывная связь выходцев Хасаут-Греческого с землей отцов и дедов.

На волне народной памяти
…По главной улице села я подходила к Дому культуры, по пути отмечая те подвижки, что бросались в глаза: здесь полным ходом идет газификация, строятся газораспределительные участки, приобрело респектабельный вид после капремонта здание администрации, появилась детская игровая площадка, на аттракционах которой с утра до вечера резвится детвора, вдали маячит вышка сотовой связи «Мегафон»…
А вот и сельский ДК, в котором я не раз бывала еще в 80-е годы. Здесь, помнится, активно работала библиотека под руководством летописца села Дмитрия Кецерова. Дом культуры гордился своими скрипачами, гармонистами, гитаристами, балалаечниками, а греческий фольклорный ансамбль, в котором участвовали и карачаевцы, однажды побывал на ВДНХ, где концертные номера служили эмоциональным фоном выставки достижений многонациональной Карачаево-Черкесии.
…Уже с порога я ощутила запах свежеструганных досок – здесь в одном из просторных помещений СДК, щеголяющем евроремонтом, местные энтузиасты корпели над экспозициями будущего краеведческого музея, который запланировано открыть на юбилейном торжестве Хасаут-Греческого. Тематические стенды с уникальными фотографиями, которые собирались по крупицам как у местного населения, так и у жителей других сел и городов, раскрывают этапы 150-летнего пути греческого села. Со скрупулезностью уточнены имена первых переселенцев: Иван и Моисей Харибовы, Максим Авжиев, Фадей Андрианов, братья Дибижевы, Кузнецовы и др. Для меня стало открытием, что за славянскими фамилиями, которые обрели понтийские греки в России, стоят совсем другие: Кузнецовы раньше были, к примеру, Сидеропуло, Кузьминовы – Попондопуло, Зурначевы – Зурнаиди и т. д.
Организаторы музея не упустили также ни одного участника двух мировых войн, выдающихся людей, прославивших село. Работа эта, скажем, не из легких, и для не специалиста по музейному делу – вообще темный лес. Но, слава Богу, в селе проживает Марина Дибижева, работавшая в свое время в Зеленчукском краеведческом музее и знающая толк в поисковой работе и уже «обросшая» компетентными консультантами. «Мой незаменимый помощник – наш ветеран войны 92-летний Григорий Стефанович Дибижев. Он-то и «расшифровывает» фотографии, – рассказывает М. Дибижева. – Ведь часто родственники, любезно отдавшие в дар музею фото своих предков, не знают «кто есть кто».
Незаменимым консультантом в этих вопросах является и бывший     директор школы, почетный работник общего образования РФ Тамара Константиновна Кузнецова (Саулова) с 53-летним педстажем. Она по праву гордится выпускниками школы. Взять, к примеру, Анатолия Шамардина, прекрасного специалиста немецкого и английского языков, читавшего лекции в разных вузах страны и одновременно профессионального музыканта, игравшего в оркестре самого Утесова… Хасаут-Греческую школу в разные годы окончили: один из первых хирургов-урологов КЧАО, участник ВОВ Василий Дибижев, доктор исторических наук Петр Кузьминов (Нальчик), доктор юридических наук Виктор Дибижев (Москва), солист Саратовского оперного театра, народный артист СССР Юрий Попов, кавалер ордена Ленина и Трудового Красного Знамени, мастер-сыродел Георгий Зурначев, первая летчица-горянка Елизавета Батчаева… Данную школу окончили и доктора медицинских наук Исрафиль Чаушев и Анатолий Халджиев. Кстати, к юбилею родного села Анатолий Константинович заканчивает книгу, где немало места уделено и развитию медицины КЧР.
В музее мы разговорились с председателем оргкомитета по проведению юбилею села В. Кузьминовым. Кстати, Виктор Георгиевич – также известный и уважаемый в республике человек. И речь не столько о его солидном послужном списке, а о том, какой заметный след он оставлял везде, где бы ни трудился. К примеру, будучи первым секретарем Зеленчукского райкома комсомола являлся затейником полезных начинаний, активно занимался поисковой работой, содействовал созданию ансамбля «Кубанка». Умелым организатором проявил он себя в годы руководства Зеленчукским профтехучилищем, совхозом «Мичуринский», базой отдыха «Аксаут». Сегодня все силы отдает общественной работе, и все его помыслы сегодня о том, как достойно отметить юбилей родного села.
– Историческое прошлое – это слепок духовного стержня любой нации, но именно поэтому оно требует к себе бережного отношения, – считает Кузьминов. – Пользуясь случаем, хочу поблагодарить спонсоров, которые оказывают помощь в подготовке к торжествам (это и создание музея, ремонт помещения, приобретение земельного участка, где будет разбита аллея с памятным знаком и гранитным крестом в честь основателей села); Виктор Кузнецов, Георгий Филимянов (г. Ессентуки), Александр Савенко (г. Черкесск), Константин Фанаилов (г. Ставрополь), Георгий Кузьминов (г. Пятигорск), Дмитрий Филимянов (г. Минеральные Воды), Хызыр Эбзеев (с. Хасаут-Греческое). В сборе экспонатов для музея, где будут представлены также материалы о карачаевцах, в транспортных услугах, обустройстве аллей и многих других оргвопросах, помогают односельчане: Алий Кипкеев, Анатолий Кузнецов, Федор Кочиди, Федор Дибижев, Надежда Яковлева и другие.
Разумеется, не стоит в стороне от предъюбилейных хлопот и администрация сельского поселения в лице Ш. Кипкеева.
– Важным событием для нас станет открытие нового фельдшерско-акушерского пункта, – говорит Шамиль Анзорович. – Все уже готово, осталось лишь завезти оборудование. Думаем приурочить это к юбилею села, как и асфальтирование центральной улицы, и прокладку газопровода.
Безусловно, такие селения, как Хасаут-Греческое, которые одинаково милы сердцу и коренного жителя, и случайного гостя, никогда не исчезнут с лица земли, потому что созданы были на здоровой и благодатной почве обетованной земли. А потому – многие тебе лета, Хасаут-Греческое!

НА СНИМКАХ: В будущем музее (слева – направо) Тамара КУЗНЕЦОВА,

Виктор КУЗЬМИНОВ, Марина ДИБИЖЕВА; Таким был прославленный

греческий фольклорный ансамбль Хасаут-Греческого СДК (70-е годы).

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях