«Большая медицина» – не только в мегаполисах

6 августа в 06:52
66 просмотров

Имя отличника здравоохранения Российской Федерации, заслуженного врача КЧР, доктора медицинских наук, главного внештатного уролога КЧР, заведующего урологическим отделением республиканской клинической больницы, высокопрофессионального хирурга – уролога М. Узденова широко известно в Карачаево-Черкесии и далеко за ее пределами. Его знания и опыт по достоинству ценят и столичные коллеги. Безусловно, многогранность его таланта хирурга и ученого, преданность выбранной в юности стезе, любовь и уважение благодарных пациентов, студентов мединститута заслуживают и заинтересованности журналистов.
Но в том – то и дело, что Мустафа Азретович по своей природной скромности чужд публичности и дифирамбов в свой адрес… Поэтому о себе рассказывает очень кратко:
– Я родился в Южно-Казахстанской области 18 ноября 1952 года. У нас была многодетная семья. Отец тяжело болел, его мечте вернуться на родину так и не суждено было сбыться – умер в 1957 году на чужбине, когда первые эшелоны карачаевцев стали возвращаться на родину.
Имя отличника здравоохранения Российской Федерации, заслуженного врача КЧР, доктора медицинских наук, главного внештатного уролога КЧР, заведующего урологическим отделением республиканской клинической больницы, высокопрофессионального хирурга – уролога М. Узденова широко известно в Карачаево-Черкесии и далеко за ее пределами. Его знания и опыт по достоинству ценят и столичные коллеги. Безусловно, многогранность его таланта хирурга и ученого, преданность выбранной в юности стезе, любовь и уважение благодарных пациентов, студентов мединститута заслуживают и заинтересованности журналистов.
Но в том – то и дело, что Мустафа Азретович по своей природной скромности чужд публичности и дифирамбов в свой адрес… Поэтому о себе рассказывает очень кратко:
– Я родился в Южно-Казахстанской области 18 ноября 1952 года. У нас была многодетная семья. Отец тяжело болел, его мечте вернуться на родину так и не суждено было сбыться – умер в 1957 году на чужбине, когда первые эшелоны карачаевцев стали возвращаться на родину. После окончания десятилетки в селе Красный Курган по настоянию матери я поступил в Ставропольский государственный медицинский институт, в последующем неоднократно проходил специализации и усовершенствования в центральных клинических хирургических и урологических клиниках. Сегодня, спустя несколько десятилетий, я с благодарностью вспоминаю моих наставников: заведующего кафедрой факультетской хирургии доктора медицинских наук, профессора Федора Николаевича Доронина и других. Они не только дали мне прочные знания, но и привили вкус к исследовательской работе. Потом была интернатура в хирургическом отделении (заведующий – заслуженный врач РФ, кандидат медицинских наук Маджир Хызырович Канаматов) Черкесской городской больницы, работал по направлению в районной поликлинике пос. Кавказского, вновь вернулся в Черкесск экстренным хирургом.
Урологией, параллельно с хирургией, мне порекомендовал заняться заслуженный врач РФ, первый мой учитель по практической урологии Сеит-Умар Хамидович Батчаев. В 2001 году я защитил кандидатскую диссертацию на тему «Метафилактика мочекаменной болезни». Моим научным руководителем по кандидатской диссертации был ныне покойный доктор медицинских наук, профессор, член – корреспондент РАМН Валерий Николаевич Степанов, светлую память и чувство глубокой благодарности к этому замечательному человеку и крупному ученому я храню в своем сердце. Сердечную благодарность хочу выразить моим учителям: доктору медицинских наук, профессору, члену-корреспонденту РАМН Олегу Борисовичу Лорану, кандидату медицинских наук, доценту Ивану Савельевичу Колпакову, директору НИИ урологии, доктору медицинских наук, профессору Олегу Ивановичу Аполихину, доктору медицинских наук, профессору Равшану Мухитдиновичу Сафарову. Особую душевную благодарность хочу выразить моему научному консультанту, заслуженному деятелю наук Российской Федерации, доктору медицинских наук, профессору Элане Константиновне Яненко…
– Десятого июня этого года в НИИ урологии Минздрава РФ вы успешно защитили докторскую диссертацию «Мочекаменная болезнь в эндемичном районе Северного Кавказа – Карачаево-Черкесии». Мустафа Азретович, в чем актуальность и новизна ваших научных исследований, на которых основана ваша докторская диссертация?
– Проблема мочекаменной болезни (МКБ) сохраняет свою актуальность во всем мире в связи с широкой распространенностью среди населения, высокой частотой наступления рецидивов и тяжелых осложнений.
Наши исследования показали, что, к сожалению, высок уровень распространенности мочекаменной болезни (591,5 на 100 000 населения), рецидивного нефролитиаза (52,4%) и среди населения Карачаево-Черкесии. И нередко мочекаменная болезнь, несмотря на проводимое лечение, в том числе оперативное, имеет упорное течение и часто рецидивирует, приводя больного к тяжелой инвалидности. Мы задались вопросом «Почему?». И пришли к выводу, что не учитываются в должной мере при проведении лечения пациентов мочекаменной болезнью факторы риска развития болезни, которые обусловливают и рецидив болезни. Эти факторы могут находиться как в самом организме пациента, так и во внешней среде.
Как известно, Карачаево-Черкесия относится к йододефицитным регионам. Недостаток йода в объектах окружающей среды часто приводит у местных жителей к нарушениям функции щитовидной железы. А это, в свою очередь, приводит к повышению заболеваемости мочекаменной болезнью. При проведении нами лечения больных мочекаменной болезнью по восстановлению нарушенной функции щитовидной железы у этих пациентов исчезали факторы риска развития мочекаменной болезни!
По сути, нами разработан новый концептуальный подход – алгоритм диагностики, лечения и предупреждения рецидивов мочекаменной болезни на основе учета факторов риска развития болезни и ее рецидивов, которые могут находиться как в самом организме больного мочекаменной болезнью, так и во внешней среде. Выполнение этого алгоритма позволило снизить рецидив камнеобразования с 52,4% до 6,5%(!), эффективно лечить многих больных со сложными клиническими формами мочекаменной болезни как лекарственными средствами, так и оперативными методами!
Кстати, об оперативных методах. Ранее многим из пациентов с тяжелым поражением почки при мочекаменной болезни в крупных урологических клиниках предлагалось удаление больной почки.
– Разработанный нами и внедренный в клиническую практику метод удаления части почки без прерывания магистрального почечного кровотока, – рассказывает Мустафа Азретович, – исключает развитие серьезных осложнений, связанных с прерыванием магистрального почечного кровотока, и малотравматичен, что способствует значительному улучшению результатов лечения больных. Стало возможным сохранение половины почки или даже ее одной трети. И это имеет большое клиническое значение, так как осуществление в подобной ситуации органоуносящей операции обрекает пациента на существование с одной почкой, которая должна обеспечивать поддержание постоянства внутренней среды организма. После удаления одной почки в единственной оставшейся почке происходит нарушение ее функции, вплоть до развития клинически значимых симптомов почечной недостаточности. При органосохраняющей операции замедляется или прекращается развитие клинических проявлений почечной недостаточности.
…Как считает М. Узденов, нужно постепенно изживать из сознания людей, что «большая медицина» – где-то лишь в крупных научных центрах мегаполисов и зарубежных клиниках. Не должно быть такого понятия, как «периферийная медицина». Кроме того, необходимо систематически просвещать население о достижениях медицины в регионах, ведь она отнюдь не стоит на месте: ведется научно-исследовательская работа, постоянно совершенствуются методы диагностики, развивается лечебная диагностическая база лечебно – профилактических учреждений: оснащенность новейшим медицинским оборудованием согласно федеральным целевым программам и модернизации. В настоящее время в Карачаево-Черкесии медики обладают совершенным диагностическим оборудованием, в лечении используются современные технологии и научные разработки, что позволяет излечивать болезни, считавшиеся ранее безнадежными.
И как лишнее подтверждение слов доктора – картина, которую я увидела в КЧРКБ. Пациентку N. лечили в одном из крупных медицинских центров, но в итоге она вернулась в родные пенаты. Состояние было такое, что больная пластом лежала на койке. А через несколько дней в урологическом отделении нашей больницы заметно пошла на поправку. В глазах женщины появилась надежда! А другой больной, из соседней палаты, мне рассказывал: «Я на своем примере убедился, что у нас в урологическом отделении республиканской больницы отлично справляются с лечением самых сложных урологических заболеваний».
– Мустафа Азретович, я слышала, что в вашем отделении урологи стараются как можно реже прибегать к открытым операциям по удалению камней.
– Да, мы разрушаем и удаляем камни мочеточника при помощи литотриптера немецкой фирмы «Карл Шторц» и постепенно переходим к малоинвазивным, щадящим методам оперативных вмешательств. Открытые операции выполняем в редких случаях. В настоящее время открытая операция показана в большинстве сложных случаев, что подтверждает необходимость для всех урологов поддерживать квалификацию и специальные знания по технике проведения открытых операций на почках и мочеточниках.
Считаю, что мне повезло с командой врачей урологов, и мы, как это принято говорить у альпинистов, работаем в одной связке, это: Тохтар Джандаров, Аслан Ураскулов, Исмаил Боташев, Альберт Узденов, Шамиль Шаханов, Магомед Боташев, Умар Байрамкулов. А еще – наши славные сердобольные медсестры: старшая медицинская сестра отделения Зинхара Текеева, Светлана Бостанова, Аида Харатокова, Мадина Атнасирова, Ирина Муссова и другие…
Сам Узденов провел свыше 6 тысяч операций. Оперативные вмешательства выполнялись в любое время суток. Среди них было много сложнейших оригинальных операций, некоторые по длительности занимали много часов, в ряде других случаев судьбу больного могли решить доли секунды.
Однажды Мустафа Узденов с коллегами только что закончил несколько урологических операций, и коллеги из хирургического отделения экстренно позвали на помощь – истекал кровью раненный в брюшную полость пациент, мужчина лет пятидесяти. Трудность заключалась в том, что из-за сильного кровотечения оперировать пострадавшего приходилось по наитию, причем счет шел на доли секунды. Электроотсос не успевал отсасывать кровь. Источник кровотечения не был виден, так как находился под толстым слоем крови. Артериальное давление больного катастрофически падало и упало до нуля. Под толстым слоем излившейся в брюшную полость крови на ощупь Узденов обнаружил линейный дефект передней поверхности нижней полой вены и сдавил его пальцем. Кровотечение временно было остановлено. После удаления излившейся крови и появления видимости дефект нижней полой вены был ушит, кровотечение было окончательно остановлено. И пациента удалось спасти!
Сегодня весь свой опыт и мастерство он передает студентам мединститута СКГГТА, которым читает лекции по хирургии и урологии, а практику они проходят у него же в отделении.
– Мустафа Азретович, какие они, сегодняшние студенты-медики? Сильно отличаются от вашего поколения 70-х годов?
– У каждого времени свои запросы, духовные ценности и интересы. Но меня радует то, что среди моих студентов в основном встречаются пытливые, любознательные ребята. Они жаждут знаний и с надеждой смотрят на нас, старших коллег. Считаю своим долгом и обязанностью оправдать их надежды, максимально помочь молодым коллегам в овладении врачебной профессией и в профессиональном росте. Они из той категории, которых сегодня называют креативной молодежью. Словом, растет хорошая смена, которой можно смело доверить скальпель хирурга.

НА СНИМКЕ: Доктор медицинских наук, заведующий

урологическим отделением республиканской

клинической больницы Мустафа УЗДЕНОВ.
Фото Таулана ХАЧИРОВА.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях