“Нам всем так часто не хватает понимания…”

29 марта в 14:36
1 просмотр

 
Театр – одно из древнейших видов искусства. Еще в Древней Греции появились театральные жанры – трагедия, драма, комедия. А Мельпомена, муза трагедии, даже стала символом театрального искусства. Зародившийся на площадях с представлений для простолюдинов, считающийся одним из самых демократичных искусств, театр остается местом оформления прогрессивных идей, без которого социум обречён на духовную и интеллектуальную деградацию.  
История Всемирного дня театра уходит корнями не в столь далекое прошлое, тем не менее этот день стал праздником не только работников сцены, но и миллионов зрителей, для которых театр остается и храмом высокого искусства, и университетом, формирующим личную культуру.
 
Театр – одно из древнейших видов искусства. Еще в Древней Греции появились театральные жанры – трагедия, драма, комедия. А Мельпомена, муза трагедии, даже стала символом театрального искусства. Зародившийся на площадях с представлений для простолюдинов, считающийся одним из самых демократичных искусств, театр остается местом оформления прогрессивных идей, без которого социум обречён на духовную и интеллектуальную деградацию.  
История Всемирного дня театра уходит корнями не в столь далекое прошлое, тем не менее этот день стал праздником не только работников сцены, но и миллионов зрителей, для которых театр остается и храмом высокого искусства, и университетом, формирующим личную культуру.
День театра во всем мире принято отмечать весело и торжественно – фестивалями, праздничными постановками, показами лучших спектаклей.
Чтобы узнать, как отмечают свой профессиональный праздник республиканские театры, мы встретились с директором Русского театра драмы и комедии КЧР народным артистом РФ Хасаном Биджиевым. Ведь этот день – повод не только поздравить служителей Мельпомены, но и поговорить о состоянии театра в период, когда он переживает отнюдь не лучшие времена.
Хасан Якубович, с какими успехами пришел театр в этом году к своему профессиональному празднику?
– В прошлом году Русский театр драмы и комедии стал одним из победителей гранта Министерства культуры России и Союза театральных деятелей по поддержке молодой режиссуры. Заявки на участие в гранте подавали пятьдесят шесть театров со всей страны, из них грант выиграли тринадцать театров, в том числе и наш. Это приятно, если учесть, что мы стали победителями наряду с пятью столичными театрами.
Насколько сложны условия этих конкурсов?
– Критериями, по которым оцениваются проекты, являются его актуальность, инновационность, аргументированное изложение выбора пьесы, режиссера, хореографа, композитора и т. д. Все эти данные подробно рассматривает экспертная комиссия из 30 и более ведущих театральных деятелей.
Собираетесь ли вы в дальнейшем принимать участие в подобных конкурсах?
– Мы собираемся участвовать в фестивале по поддержке молодых режиссеров. Этот конкурс творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства проводит Министерство культуры России. Также мы подали заявки на конкурс грантов, проводимый Союзом театральных деятелей, и на грант Главы КЧР, на получение которого претендуют на конкурсной основе все республиканские театры. Мы собираемся показать спектакль «Пятая заповедь», который будет ставить Анна Зуммер, молодой режиссер из Санкт-Петербурга. К слову, она уже ставила «Тартюфа» на нашей сцене. Без участия в подобных конкурсах театру трудно будет выживать. Эти деньги – государственная поддержка, выделяемая на театральные постановки, декорации, костюмы, бутафорию и многое другое, без чего не бывает театрального представления.
Как часто у вас бывают премьеры?
– По плану русский театр должен ставить три пьесы в год, но даже без дополнительного финансирования мы ежегодно ставим пять пьес.
А чем порадуете зрителей в эти дни?
– Мы покажем спектакль «Стюардесса» в постановке Валентина Бирюкова, режиссера Ставропольского академического театра драмы имени М. Ю. Лермонтова. Он много раз ставил спектакли в нашем театре. Собственно, с режиссерами у нас нет проблем. Нам не хватает молодых актеров, не хватает денег на новые спектакли.
Вы сами приглашаете режиссеров или они вас находят?
– По-разному. Например, в прошлом году для постановки «Тартюфа» я пригласил Анну Зуммер, молодого режиссера из Санкт-Петербурга, лауреата всероссийских и международных театральных фестивалей. Не отходя от классической канвы, Анна предложила иной режиссерский подход, новое прочтение, свой анализ пьесы. В этом году Ахмат Байрамкулов, режиссер Петербургского Театра на Васильевском, будет ставить пьесу Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске».
Как отбирается материал, по которому будет ставиться спектакль?
– Сначала я читаю пьесы. Например, после всероссийского фестиваля молодой драматургии мне прислали ряд пьес, и я отобрал десять для прочтения с учетом всех возможностей эмоционального воздействия на зрителя. Усилению и умножению этого воздействия должны служить и концепция спектакля, и актерский ансамбль, и режиссерское решение. Не просто профессионально исполненная роль или эффектное сценическое оформление, а их органичное слияние в единое действо, называемое театральной постановкой, превращается в зрелище, дающее повод для размышлений. Несмотря на свою условность, театр не просто приближает человека к престижу истинного творчества, но и помогает осознать окружающую жизнь.
Поясните, какая роль в этом зрелище отводится режиссеру?
– Современный театр – это мир новых возможностей сценического искусства, новые формы сценической интерпретации пьесы. Поэтому современный режиссер не должен бояться экспериментов, касающихся формы или содержания спектакля, об этом я уже говорил. Но его интерпретация не должна быть всего лишь формой его самовыражения. Финал творческого замысла режиссера должен быть впечатляющим, не оставляющим зрителя равнодушным.
Тематическое и жанровое разнообразие постановок – безусловный подарок для настоящих театралов, если они еще есть.
– Они есть, и слава Богу. На наши премьеры приезжают зрители со всей республики. С каждым годом я все больше убеждаюсь, что театр никогда не канет в Лету, что он всегда будет нужен обществу. Но приобщению к театру, основам театральной культуры, как и основам религии, человека надо учить с детства, ибо омовение души происходит в храме религиозном или в храме искусства.
Что нужно, чтобы тропинка к вашему храму Мельпомены не заросла?
– То же, что и много лет назад: открытие при театре студии молодого актера. Любой сад надо обновлять. О каком развитии театрального искусства можно говорить, если нет условий и предпосылок для создания актёрских школ, готовящих театральную смену?! В данной ситуации театр начинается не с вешалки, а с театрального училища.
Я искренне желаю, чтобы ваша мечта сбылась.
– На самом деле театру для счастья нужно немного. Понимание и поддержка со стороны властей и благодарный понимающий зритель. Понимание – это то, чего нам всем так часто не хватает.
 Шахриза БОГАТЫРЕВА.
 Фото Алены РАСПУТИНОЙ.

Шахриза БОГАТЫРЕВА
Поделиться
в соцсетях