Прекрасное – своими руками

21 ноября в 11:01
1 просмотр

На днях в республиканском драмтеатре прошёл первый фестиваль черкесской этнической культуры, организованный общественным движением «Адыгэ Хасэ – Черкесский Парламент по защите прав и интересов черкесского народа КЧР», при поддержке Министерства КЧР по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати. На фестиваль съехались представители адыгской общественности из Карачаево-Черкесии. Кабардино-Балкарии, Республики Адыгея, Ставропольского и Краснодарского краёв. В фойе театра состоялась выставка работ адыгских мастеров декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, куда были приглашены в качестве высоких гостей представители министерств и ведомств республики.
…Первое, на что я обратила внимание, переступив порог театра и поднявшись на второй этаж, где проходила выставка, – это шикарные рукотворные полотна на стенах, не похожие на работы рукодельниц Карачаево-Черкесии. Подойдя поближе, поняла, что оказалась права. Умелица из Майкопа Гашамез Абредж техникой гобелен занимается более двадцати лет.

На днях в республиканском драмтеатре прошёл первый фестиваль черкесской этнической культуры, организованный общественным движением «Адыгэ Хасэ – Черкесский Парламент по защите прав и интересов черкесского народа КЧР», при поддержке Министерства КЧР по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати. На фестиваль съехались представители адыгской общественности из Карачаево-Черкесии. Кабардино-Балкарии, Республики Адыгея, Ставропольского и Краснодарского краёв. В фойе театра состоялась выставка работ адыгских мастеров декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, куда были приглашены в качестве высоких гостей представители министерств и ведомств республики.
…Первое, на что я обратила внимание, переступив порог театра и поднявшись на второй этаж, где проходила выставка, – это шикарные рукотворные полотна на стенах, не похожие на работы рукодельниц Карачаево-Черкесии. Подойдя поближе, поняла, что оказалась права. Умелица из Майкопа Гашамез Абредж техникой гобелен занимается более двадцати лет. На фестиваль она привезла композицию «Семья». Это ручная работа из трёх полотнищ, и все три сплетены из крученой необработанной овечьей шерсти. Как признаётся мастерица, работа осложнена тем, что, создавая рисунок, необходимо правильно подбирать цвета. А цветов всего три: белый, серый и темно-коричневый (исходные натуральные цвета). Работа эта долгая и кропотливая, зато результат изумляет. В этот день Гашамез от некоторых «новоиспечённых» поклонников её творчества получила несколько заказов на изготовление таких же изделий для дома.
И ещё одним оригинальным способом плетения взбудоражила сердца многих местных красавиц рукодельница Г. Абредж – это басонное плетение. На ярких сумочках и шкатулках, обшитых разноцветным бархатом, красовались объёмные узоры и национальные орнаменты из золотой нити, плетённой на пяти пальцах. Можно только догадываться, как из-под пальцев, сантиметр за сантиметром рождается витиеватый узор. По словам Гашамез, она готова поделиться своим мастерством взамен на мастер-класс от местных мастериц, изготавливающих войлоки. По её словам, только в Карачаево-Черкесии могут делать качественный и практичный войлок.
Пока я разглядывала работы Гашамез, заиграла музыка. Звуки национальной гармони и трещоток (пхъэцlыч) прервали тишину, и, словно по команде, вокруг играющих образовался круг. Гармошке, которая стала в этот день главным предметом восторженного внимания, около двухсот лет. И хотя этот старинный инструмент был немного отреставрирован, но от этого он не стал звучать менее звонко и мелодично. Звуки гармошки завораживали и проникали в самую глубь души каждого, кто ее слушал. Это чудо попало на выставку благодаря коллекционеру, репатрианту из Адыгеи Мажиту Утижеву. В его коллекции более двухсот таких старинных инструментов, а также аксессуары женской и мужской одежды. Например, женские серебряные пояса и нагрудники (металлические застёжки) – 17, 18, 19 веков – бесценные «трофеи» Мажита Утижева. и эти уникальные по технике и дизайну украшения требуют особого ухода.
– Как правило, хранение антиквариата – задача непростая, – рассказывает коллекционер М. Утижев. – Предметы, созданные несколько десятков или сотен лет назад, хрупки и могут легко потерять свой вид, поэтому, чтобы они не потускнели и сохранили дух старины, я ежедневно протираю их специальным раствором и после обработки укладываю под стеклянный колпак. В помещении должны быть определённый температурный режим и оптимальная влажность воздуха. Такое трепетное отношение к себе требуют и изделия из кожи, шерсти, дерева. Я уже не говорю о музыкальных инструментах.
Несколько разных по дизайну и звучанию адыгских скрипок (шыкlэпшынэ) привёз с собой мастер народных художественных промыслов Айдамир Патоков (Адыгея). Дивными звуками этих струнных инструментов наслаждались ещё далёкие предки. Историки утверждают, что шыкlэп-шынэ появился до изобретения гармошки. Такой инструмент нелегко найти, потому что играть на нём может не каждый и далеко не любой музыкант может его изготовить. Айдамир – один из тех редких самородков, в котором соединились таланты: музыканта и ремесленника. Он рассказал, что его шыкlэп-шынэ заказывают как профессиональные музыканты, так и коллекционеры из разных городов и даже государств. Например, не так давно несколько его рукотворных работ уехали в Иорданию и в Турцию, и поступил ещё заказ от известного музыканта Антона Платонова, который тоже делает музинструмены: свирели, дудки, волынки и т.д. А. Патоков помимо инструментов изготавливает конское снаряжение, которое пользуется большим спросом у любителей верховой езды.
На выставке также была представлена богатая коллекция национальной адыгской одежды. По словам гостя из Кабардино-Балкарии, мастера ювелирного дела и большого знатока адыгской культуры Радмира Бгашева, адыги особенно тщательно следили за своим внешним видом, и многие иноземцы, приезжая на Кавказ, отмечали в своих воспоминаниях эту особенность народа:
– Адыги всегда считались законодателями моды на Кавказе, – говорит Р. Бгашев. – Их даже называли «французами Кавказа» за их утончённую манеру одеваться. Создавая современные национальные костюмы, нынешние модельеры – дизайнеры учитывают все особенности техники шитья и кроя и мастерски применяют их при очередном создании адыгского костюма: не важно – сценического или свадебного, мужского или женского.
На экспозиционной площадке нашего гостя были представлены не только национальные костюмы, но также интересные металлические кувшины, на которых и остановился мой взгляд. Заметив мой неподдельный интерес к этим большим блестящим сосудам, Р. Бгашев задал мне вопрос: «А вы знаете, каким образом наши предки в далёкой древности, будучи молодыми людьми, могли определить при знакомстве с девушкой, замужем она или нет?». Признаюсь, мне было известно, что подобное определялось по поясу, который черкешенки носили по праздникам: у замужней он был более массивный, чем у незамужней. Но Радмир возразил и ответил, что распознать статус черкешенки можно было в момент похода за водой к реке или ручью. Если у горянки был в руках кувшин с вытянутым горлышком, то она не замужем, а если кувшин более широк в основании и горлышко короткое, то, соответственно, – замужняя.
У Радмира есть ещё одна страсть – страсть к оружейному делу. Газыри, шашки, сабли, кинжалы – его отдушина. Он может месяцами делать какую-нибудь саблю и довести её до идеального состояния, при этом сделать эксклюзивную гравировку на рукояти и ножнах. Как настоящий адыг Радмир не смог не воспользоваться случаем и облачился в национальную одежду. Как дополнение к костюму на пояс с одной стороны повесил кинжал, а с другой – кремниевый пистолет с красивой ювелирной огранкой в национальном стиле. Кстати, этот пистолет – дипломная работа Радмира во время учёбы в Кабардино-Балкарском государственном университете на факультете декоративно-прикладного искусства. Он был сделан в 2008 году по образцу древнего черкесского пистолета 18 века. Сегодня Радмир сам преподаёт в родной альма-матер, учит своих студентов создавать прекрасное своими руками.
Здесь же, на выставке, была представлена коллекция национальных платьев модельера – нашей землячки Заремы Нахушевой. Её роскошные костюмы всегда отличаются художественностью и любовью к национальным мотивам. Не остались без внимания и работы педагогов и студенток Карачаево-Черкесского колледжа культуры и искусств им. А. Даурова, которые продемонстрировали красоту и богатство золотого шитья. Желающим рассказали о применении в быту таких материалов, как рогоз, войлок.
…А музыка продолжала звучать в фойе театра. И ко второй половине дня распорядитель праздника, которого адыги называют джэгуакlуэ, пригласил всех в концертный зал, где своё искусство готовы были продемонстрировать творческие коллективы из Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и Адыгеи.
Право открыть праздничный концерт было предоставлено министру КЧР по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати Мурату Хапиштову. Он поприветствовал участников фестиваля от имени Главы КЧР Рашида Темрезова и председателя Правительства КЧР Аслана Озова и отметил:
– Сегодня представлена лишь малая часть культурного наследия, которая на самом деле есть у черкесов. Подпрограмма «Гармонизация межнациональных отношений и этнокультурное развитие народов Карачаево-Черкесской Республики на 2014-2019 года», вошедшая в государственную программу «Реализация государственной национальной, конфессиональной, информационной политики в Карачаево-Черкесской Республике на 2014-2019 годы», направлена на то, чтобы подобные фестивали этнической культуры проходили чаще. Наша с вами цель заключается в том, чтобы сохранить и приумножить всё то прекрасное, что нам оставили наши предки. А это возможно лишь в том случае, если такие встречи станут традиционными. И при виде сегодня такого количества молодёжи хочется верить, что красивые, добрые, благородные традиции и обычаи адыгов будут сохранены.
Насыщенная концертная программа фестиваля, в которой приняли участие детский народный хореографический ансамбль «Ридада» (Адыге-Хабль), мастер по изготовлению традиционных музыкальных инструментов Замудин Гучев и его воспитанники – фольклорный ансамбль «Тыжьын» (Адыгея), вокальный ансамбль «Нарт», фольклорно-инструментальный ансамбль «Созэрэщ» (КЧР), государственный академический театр танца «Кабардинка», вокальные исполнители Амирхан Хавпачев, Оксана Хакулова и Азамат Цавкилов, Черкесский культурный центр им. А. Ципинова и его представители – вокальная группа традиционного песнопения черкесов «Нартыгу» (КБР), не оставила равнодушными ни одного из присутствовавших на этом красочном мероприятии.
Уходя, каждый унёс в своём сердце частичку из прошлого, настоящего и будущего, которому суждено быть, потому как любая культура и искусство – вечны!

Светлана КИЛБА
Поделиться
в соцсетях