«Редакции срочно требуется художник»
Листаем старые, пожелтевшие от времени подшивки нашей газеты. Листаем прошлое. И так легко по заголовкам, по фотографиям, по оформительским «изыскам» – по «лицу» газеты угадать то или иное десятилетие… А знаете ли вы, что более тридцати лет это «лицо» во многом определял… Николай Курило?
Николай Иванович работал в редакции художником. А роль художника в оформлении газеты в прошлом веке трудно было переоценить. Это сегодня, в эпоху компьютерных технологий, снимки для газеты можно «отфотошопить» за считанные секунды и получить то качество, которое устраивает полиграфистов. Если нужна для материала какая-нибудь картинка или заставка – несколько кликов «мышкой», и на просторах Интернета обязательно найдешь что-то подходящее. А уж про то обилие шрифтов, которое предлагается для верстки газеты, и говорить нечего.
В прошлом веке такое и не снилось. Шрифтовой ассортимент в типографии был весьма скудным, и если к материалу в газете требовался броский заголовок, который бы выделялся на общем фоне, его рисовал… художник. Любая картинка на газетной странице, любая заставка, любой плакат к празднику – это тоже была задача редакционного художника.
Листаем старые, пожелтевшие от времени подшивки нашей газеты. Листаем прошлое. И так легко по заголовкам, по фотографиям, по оформительским «изыскам» – по «лицу» газеты угадать то или иное десятилетие… А знаете ли вы, что более тридцати лет это «лицо» во многом определял… Николай Курило?
Николай Иванович работал в редакции художником. А роль художника в оформлении газеты в прошлом веке трудно было переоценить. Это сегодня, в эпоху компьютерных технологий, снимки для газеты можно «отфотошопить» за считанные секунды и получить то качество, которое устраивает полиграфистов. Если нужна для материала какая-нибудь картинка или заставка – несколько кликов «мышкой», и на просторах Интернета обязательно найдешь что-то подходящее. А уж про то обилие шрифтов, которое предлагается для верстки газеты, и говорить нечего.
В прошлом веке такое и не снилось. Шрифтовой ассортимент в типографии был весьма скудным, и если к материалу в газете требовался броский заголовок, который бы выделялся на общем фоне, его рисовал… художник. Любая картинка на газетной странице, любая заставка, любой плакат к празднику – это тоже была задача редакционного художника. Он сначала рисовал на бумаге эскизы – карандашом, а затем окончательный вариант – пером и чернилами. И его работа в типографии превращалась в металлические клише. Любое фото для газеты также проходило через руки художника, потому что высокая печать требовала контрастных снимков, для чего художник ретушировал фото…
В редакцию «Ленинского знамени» Николай Курило попал, можно сказать, случайно. Родом из г. Азова, в 1959 году он окончил художественное училище в г. Ростове-на-Дону и приехал по распределению в Ставрополь, в краевой отдел народного образования. Молодому специалисту предложили для работы на выбор четыре города. Что они собой представляют, Курило понятия не имел. Взгляд Николая упал на географическую карту. Выросший на Дону, он глазами искал реки. И обрадовался, увидев, что один из предложенных городов стоит на Кубани. Так Курило оказался в Черкесске.
А потом были работа учителем ИЗО и черчения в школах областного центра КЧАО, служба в армии, работа в областном педагогическом училище…
В 1971-м учебная программа в училище была серьезно изменена. Часы на одни предметы увеличивались, на другие – сокращались. Сокращение коснулось и предмета, который вел Николай Иванович со своим коллегой. Кому-то из них нужно было из училища уходить. Николай Иванович был моложе, мобильнее, он и задумался о новом месте работы. И вдруг на глаза, как тогда, в Ставрополе, попалось то, что определило его дальнейшую судьбу. Это было объявление в газете «Ленинское знамя». Редакции срочно требовался художник!
– Я пришел в редакцию с сомнениями: справлюсь ли. А прежний редакционный художник Борис, к сожалению, фамилию его не помню, сразу успокоил: «Конечно, справишься». Показал мне, как ретушировать снимки, рассказал, каковы требования к рисункам и т. д., и в тот же день после обеда я уже приступил к самостоятельной работе.
И эта работа пришлась Николаю Ивановичу по душе. Он не без удовольствия сегодня показывает рисунки, сделанные для газеты десятки лет назад: к 23 февраля, 8 Марта, 1 Мая, 7 Ноября…
– Главное – не повторяться! – улыбается Курило.
И я вспоминаю, как в девяностые к новогоднему выпуску, «чтобы не повторяться», Николай Иванович сделал фотоколлаж, который пошел на первую полосу. Кажется, еще никогда мы, сотрудники газеты, не рассматривали с таким вниманием работы Курило, как эту. Николай Иванович с тонким юмором разместил всех нас (естественно, фото) под елкой и даже на елке (в новогодних игрушках), учитывая взаимоотношения в коллективе, характеры сотрудников. Это было оригинально и интересно!
– Этот номер мы делали к 50-летию КЧАО, – показывает Николай Иванович газету за 14 января 1972 года. В цвете (кроме черного и белого, есть красный и синий), на лощеной бумаге, украшенная плакатом на первой полосе и рисованными заголовками – она выглядит празднично и красиво. – А в этом номере, не удивляйтесь, есть материалы и на русском, и на карачаевском, и на абазинском, и на черкесском, и на ногайском языках. Это совместный номер наших пяти областных газет уже к 60-летию КЧАО.
И глядя на номер, выпущенный в январе 1982-го, понимаешь, как все-таки далеко за десять лет шагнул прогресс. Газета смотрится куда современнее уже только потому, что все фотографии в ней – полноцветные…
Но разве только в фото дело! Менялось само время, и его дыхание так явственно чувствуется на страницах газеты. Семидесятые, восьмидесятые, девяностые… Кстати, 3 декабря 1991 года наша газета пришла к своим читателям уже под новым названием. Чтобы придумать новое «имя» для газеты, редакция объявила конкурс среди читателей. И победителем стал журналист Виктор Бельский, бывший сотрудник «Ленинского знамени», предложивший название «День республики». А новый логотип сделал Николай Иванович.
– Я предложил несколько вариантов логотипа, – рассказывает Курило. – Редакторат выбрал тот, который используется по сей день…
Да, ему нравилась работа в редакции. И не меньше ему нравился коллектив, в который он пришел трудиться.
– Очень дружный, творческий, – рассказывает Николай Иванович. – Если работать – так работать, отдыхать – так отдыхать. Не было у нас ни скандалов, ни выяснений отношений. Чтоб вы понимали, какие люди в то время работали в газете, посмотрите вот это.
И Николай Иванович достает из папки, которую он принес в редакцию, несколько номеров… Нет, не «ЛЗ» и не «ДР», а газеты «Журналист». Газеты, которая являлась органом партийной и профсоюзной организаций редакции газеты «Ленинское знамя». Сначала это была обычная редакционная стенгазета, которая в начале семидесятых стала издаваться типографским(!) способом. Ее делала целая редакционная коллегия, состоявшая из сотрудников «ЛЗ», в том числе художника Н. Курило.
То, что мы увидели, тронуло до глубины души. Дело в том, что одна газета была посвящена 10-тысячному номеру «ЛЗ» (а таковой вышел 2 марта 1972 года), а другая, выпущенная в июле 1978-го, – 60-летнему юбилею «Ленинского знамени». И обе рассказывают о тех, кто делал «Ленинское знамя» в то время. С такой теплотой, с таким мягким юмором друг о друге могут писать только близкие по духу люди. И в этих газетах столько бесценной информации для нас, собирающих сегодня к столетнему юбилею по крупицам сведения об истории «ДР», что она просится в отдельный материал, который мы обязательно еще подготовим. А пока мы листаем с Курило лощеные страницы этих бесценных номеров, и я замечаю:
– Николай Иванович, а вот и про вас эпиграмма. Написана Павлом Коденцевым, – и я зачитываю строки, написанные сорок лет назад. –
«Во всем он первый заводила,
Идеи хлещут через край.
И, если что решил Курило –
Добьется цели Николай.
А коль услышит кумпарситу,
Среди танцоров он как бог,
Все восхищаются открыто
Мельканьем резвых его ног».
Так вы, оказывается, танцевали хорошо!
Николай Иванович машет рукой:
– Танцевал, танцевал. У нас все танцевали… У всех какие-нибудь таланты были. Вот, например, Иван Кузьмич Царьков, он в редакции около сорока лет журналистом проработал, хорошо играл на баяне. Весельчак был еще тот. Заядлый рыболов, все выходные на рыбалке пропадал, а потом нам неделями анекдоты травил. А Михаил Абрамович Витензон песни писал. Сергей Петрович Никулин потрясающе читал стихи – знал он их бесчисленное множество!.. У нас на праздниках никогда скучно не было. Песни, игры, шутки… В восьмидесятые одним из редакционных праздников стало 25 января. Приносили магнитофон и слушали, пели Владимира Высоцкого. А еще всем коллективом и в горы ездили, и на море. С палатками и без. И на субботники дружно выходили, и на демонстрации… Дух у коллектива был молодой, задорный.
И этот дух, к слову, поддерживал и Николай Иванович, который многие годы возглавлял редакционную профсоюзную организацию и действительно был заводилой во многих делах.
Сегодня Николаю Ивановичу восемьдесят один. Он давно на заслуженном отдыхе. Из редакции ушел в начале двухтысячных, с наступлением «по всем фронтам» новых технологий…
– Николай Иванович, не жалеете, что судьба сложилась именно так?
– А что жалеть? Все ведь хорошо. И работа у меня была по душе, и личная жизнь сложилась (Курило женился на любимой девушке из Азова, вместе они вырастили двух детей, а теперь они уже дедушка и бабушка двух внучек и трех правнуков. – От авт.). И эти места я полюбил всем сердцем, еще с той самой поры, как, приехав в Черкесск из Ставрополя, пошел на «Зеленый остров» и окунулся в Кубань. Помню, тогда меня покорил своей красотой именно «Зеленый остров». А когда вскоре поехал в Архыз, Домбай, то и вовсе был очарован Карачаево-Черкесией. Она стала родной для меня, для моих детей. Что же нужно еще?
НА СНИМКАХ: Николай КУРИЛО и его работы.
Фото Алены РАСПУТИНОЙ.
{{commentsCount}}
Комментариев нет