На принципах взаимопознания и взаимополезности
Международный день театра – это не только профессиональный праздник служителей Мельпомены. Для любителей театрального искусства это также большой праздник искусства, поскольку к этой дате приурочены различные театральные фестивали, мероприятия и премьеры.
В преддверии Дня театра мы встретились с директором и художественным руководителем Русского театра драмы и комедии КЧР, председателем Союза театральных деятелей КЧР, народным артистом России Хасаном БИДЖИЕВЫМ.
Международный день театра – это не только профессиональный праздник служителей Мельпомены. Для любителей театрального искусства это также большой праздник искусства, поскольку к этой дате приурочены различные театральные фестивали, мероприятия и премьеры.
В преддверии Дня театра мы встретились с директором и художественным руководителем Русского театра драмы и комедии КЧР, председателем Союза театральных деятелей КЧР, народным артистом России Хасаном БИДЖИЕВЫМ.
– Хасан Якубович, с какими творческими показателями вы пришли к своему профессиональному празднику?
– В моем понимании День театра должен быть событием не только для людей этой профессии, но и для зрителей, для всех жителей нашей республики. Союз театральных деятелей КЧР и Русский театр драмы и комедии всегда стараются оправдать интерес зрителя нетривиальными постановками. В русском театре ежегодно ставится не менее четырех премьер, в том числе и детские спектакли.
В этом году мы отмечаем День театра новым спектаклем «Куклы Пигмалиона». Как вы знаете, наш театр уже в третий раз выиграл грант Главы КЧР Рашида Темрезова в области театрального искусства. Я решил поставить на этот грант нерядовой спектакль, поэтому выбрал пьесу испанского драматурга Хасинто Грау «Сеньор Пигмалион». Если вкратце, то в пьесе идет речь о труппе кукол сеньора Пигмалиона, которые практически неотличимы от живых людей, то есть они так же говорят и мыслят. Представления этих кукол становятся настолько популярными, что публика перестаёт посещать традиционные театры. В один прекрасный день куклы бунтуют и отказываются выступать перед зрителями…
Вот такова интрига этой пьесы, которую поставил московский режиссер Алексей Шумилин. В этом спектакле он еще выступает и как актер. Хореографа Виктора Нижельского я тоже пригласил из столицы, а художника Леонида Черного – из Ставрополя.
– Чем диктуется необходимость приглашать людей из других регионов?
– Замечу – молодых людей. Людей с профессиональным образованием, современно трактующих пьесу, имеющих другой опыт работы в сфере сценографии, театральных постановок, перформанса, эскизов, декораций. К слову, в нашем спектакле декорации очень аскетичны. Как говорил Константин Станиславский, много актерских и режиссерских бездарностей усиленно прячутся на сцене за декорации. Мы делаем основную ставку на актерскую игру и прекрасное музыкальное оформление.
Повторяю, в нашем случае приглашение профессионалов из других регионов – это не самоцель, а один из приемов, который, уверен, найдет отклик в сердце сегодняшнего зрителя. К слову, в прошлом году из более чем ста заявленных на фестиваль молодёжной режиссуры «Артмиграция» спектаклей было отобрано семь, среди которых был и наш «Тартюф» Мольера, поставленный молодым московским режиссёром Анной Зуммер. И для постановки следующего спектакля я собираюсь пригласить ее снова. Сегодня нужна молодая драматургия, современная постановка. Молодые иначе чувствуют время. Это не значит, что мы отойдём от классических тем и привычных изложений пьесы – вековые театральные традиции отражаются и воплощаются в работе нашего театра.
– Как же быть в таком случае местным режиссерам и актерам?
– Любая творческая деятельность основана на принципах взаимопознания и взаимополезности. Мы учимся друг у друга – это закон сообщающихся сосудов.
Наши актеры, безусловно, не остаются без внимания. Например, Союз театральных деятелей КЧР собирается поощрить актера, которого назовут лучшим среди пяти национальных театров республики, бесплатной творческой командировкой в Москву. В течение недели этот актер будет посещать лучшие театры столицы, смотреть спектакли. Мы считаем, что такое поощрение будет стимулировать и артистов, и творческие коллективы, а кроме того, позволит каждому из нас чувствовать себя неразрывной частью громадного театрального цеха.
– Союз театральных деятелей Карачаево-Черкесии – это особая когорта служителей Мельпомены?
– Нет. Это единственный орган в нашей республике, который объединяет все театры республики – профессиональные, самодеятельные, народные, любительские, студенческие, кукольные… Мы ходим на спектакли друг друга, на премьеры, сотрудничаем. Например, в спектакль «Гамлет» я пригласил актеров из других республиканских театров. Как вариант нами рассматривается и абсолютно новый спектакль, который можно поставить с привлечением лучших артистов всех театров, который будет иметь свою самостоятельную жизнь, не зависимую от какого-то определённого театра. Мы отслеживаем все постановки, которые ставятся как в столице, так и в регионах, мы следим за творчеством молодых драматургов. У кого-то учимся, кого-то сами можем научить.
– Не приведет ли это к брожению умов в театральном мире, к разрушению репертуарного театра?
– Нет. Видите ли, такой сложный и тонкий организм, как театр, имеет две основные составляющие: артистов на сцене и зрителей в зале. Если будут одни, будут и другие. Так продолжается тысячи лет, и так будет всегда. Ибо и те, и другие хотят понять магию театра. Бессмертного театра.
Фото Н. КАРАКАШЕВОЙ.
{{commentsCount}}
Комментариев нет