День республики № 73 от 26.05.2020

Не суди и судим не будешь

28 мая в 14:00
10 просмотров

«В соцсетях появилось много информации о «ковид»-больных, есть даже карты городов с указанием адресов инфицированных. Насколько все это законно и является ли данная информация конфиденциальной? Имеют ли право медики или другие люди (соседи, знакомые) рассказывать о заболевших, называя их личные данные, и как люди с COVID-19 защищены законом?» Вот такое письмо от Сергея Ж. из г. Черкесска пришло на днях в нашу редакцию. Оно и побудило нас обратиться за комментариями к юристу, главному правовому инспектору республиканского профобъединения Азамату УЖАХОВУ.

– Азамат Александрович, онлайн-карты заболеваний действительно можно увидеть на многих сайтах. Как с этим быть?

– Если на карте указано лишь число заболевших на данной территории, это не нарушение, как и указание числа заболевших на конкретной улице или в многоквартирном доме. Но если информация на карте недвусмысленно указывает на определенного человека или семью, это уже разглашение медицинской тайны. Таким образом, любая онлайн-карта с отметками о заболевших вполне законна до тех пор, пока информацию на ней нельзя сопоставить с конкретным лицом или местом его жительства.

– Что можно сказать о конфиденциальности такой информации?

– Начнем с того, что пока в подобной информации не названы конкретный человек и адрес его проживания, права этого человека не нарушены. Но если в комментарии или посте говорится, что, к примеру, Петров Иван Иванович, проживающий по такому-то адресу, заболел коронавирусом, это уже прямое нарушение закона. И если гражданин Петров не разрешал этого делать, придется отвечать. Кстати, Петров вполне может написать заявление в полицию с просьбой привлечь виновных к уголовной или административной ответственности, а также направить в суд иск с требованием о возмещении ущерба.

– Если заболевшего коронавирусом увозят из дома на глазах у всех и тайной это уже назвать трудно, какие здесь имеются гарантии у больного?

– Забирать больного на лечение – не преступление, и прятать его или тайно вывозить никто не должен. Это не позорное заболевание, а вирус, который может поразить каждого. Между тем все свидетели происходящего автоматически становятся обладателями сведений о частной жизни человека и несут полную ответственность за разглашение этой информации. Со стороны закона они теперь ничем не отличаются от медперсонала той больницы, куда увезут того же Петрова. Дальше все будет зависеть от действий соседей.

– Мне рассказывали о случае, когда медсестра не дозвонилась в квартиру Н. и через соседей попросила передать, что у самого Н. положительный результат, а его семье нужно срочно сдать анализы. Соседка не только выполнила просьбу, но в качестве предостережения поделилась информацией с максимальным количеством знакомых. В итоге ситуация вышла крайне некрасивая, а у семьи Н. возникли претензии к словоохотливой соседке. Кто прав?

– В данном случае в первую очередь отвечать придется работнику больницы – медсестре. Но соседка тоже нарушила закон и несет ответственность за разглашение сведений о частной жизни. Причем и для медиков, и для обычных граждан ответственность предусмотрена одной статьей уголовного кодекса.

– Какое конкретно наказание может за этим последовать?

– Для соседей в данном случае возможна уголовная ответственность по части 1 статьи 137 УК РФ. Сведения об обращении за медицинской помощью уже сами по себе информация о частной жизни, и за ее распространение без согласия гражданина, в том числе в социальных сетях, СМИ или публичных выступлениях, возможно наказание от штрафа в размере до 200 000 руб. до лишения свободы на срок до двух лет. Если эту информацию разглашают медицинские работники, отвечать придется по той же статье только по части 2. И санкции там строже – от штрафа в размере от 100 000 до 300 000 руб. до лишения свободы на срок до четырех лет. Еще врачей иногда привлекают к административной ответственности по статье 13.14 КоАП РФ. Здесь штраф в размере от 4 до 5 тыс. руб. для должностных лиц. И решения в таких случаях часто принимают в пользу пациентов.

– С другой стороны, соседка в данном случае хотела сделать как лучше. Это играет роль?

 – Преступление считается оконченным с момента публикации или передачи информации о заболевании либо госпитализации хотя бы одному человеку. Чем в данном случае руководствовался доброжелатель и были ли последствия у разглашения, значения не имеет. Но в случае возбуждения уголовного дела суд может учесть это при назначении наказания.

– Но ведь население имеет право знать истинное положение дел с инфицированными?

 – Несомненно, но не больше того, что позволяет в этом случае закон. Знать конкретно обо всех инфицированных – это обязанность медиков, Роспотребнадзора, может быть, полиции или Росгвардии. Информирование всего населения не только запрещено законом, но и опасно. Ведь иногда это приводит к необоснованной агрессии по отношению к зараженным. При этом сам агрессор тоже вполне может вскоре оказаться в роли жертвы.

– Что в этой ситуации можно посоветовать всем нам?

– Все просто на самом деле. Помнить, что пандемия не отменяет законы, связанные с сохранением врачебной тайны, поэтому не стоит пытаться получить информацию о здоровье госпитализированного родственника по телефону: врачи не имеют права этого делать. Если вы узнали, что кто-то заболел, не торопитесь распространять данную информацию повсюду. Это убережет вас от уголовной ответственности. Если же вы читаете подобное в открытом доступе, не торопитесь это продвигать: репост – это тоже нарушение закона. Каждый сам решает, разглашать или нет информацию о своем здоровье.

Лариса НИКОЛАЕВА
Поделиться
в соцсетях
административная ответственность административный штраф Азамат Ужахов Актуально интервью конфиденциальность коронавирус личные данные медицинские работники соцсети уголовная ответственность юрист