Обратная сторона земли
Продолжение. Начало ч 1, ч 2, ч 3, ч 4, ч 5, ч 6, ч 7.
Под сенью бога Меркурия
Вообще-то, на территории США существуют десятки разных религий. Здесь есть католики и православные, иудеи и баптисты, мусульмане, буддисты и многие другие. Но при этом главным богом всех американцев был и остаётся древний языческий бог Меркурий – покровитель торговли. Магазины в этой стране по насыщенности товарами, по красочности оформления поражают и выглядят как настоящие храмы Меркурия. Не зря для среднего американца «шопинг» сродни посещению музея. Люди, приезжавшие в 90-х гг. из СССР (где в то время в отечественных универмагах и гастрономах их встречали пустые полки) и посещавшие американские супермаркеты, испытывали настоящий шок. Здесь царили беспредельное изобилие и разнообразие, в которых, казалось, можно было найти всё что угодно и утолить любое желание.
В этом очерке, однако, не будет подробного и восторженного описания заокеанской витрины потребления. Я лишь хотел бы поделиться отдельными впечатлениями от посещений некоторых магазинов, которые состоялись в ходе моего визита в США. Разумеется, эти впечатлениями не претендуют на полноту анализа и являются сугубо субъективными.
По прибытии в г. Плимут меня поселили в доме семьи Линды Дилоренцо, очень гостеприимной и приветливой. Она сразу же осведомилась о моих гастрономических предпочтениях и предложила сходить в супермаркет, чтобы купить необходимый набор продуктов. Я предложил приобрести овощи и курицу, полагая, что это будет не слишком дорого. Настоящее изобилие царило и здесь. Особенное внимание привлекли весьма крупного размера помидоры, алого цвета и очень свежие на вид. «Давайте возьмём эти», – предлагаю я и беру в руки один из них. Ответ удивил: «Ни в коем случае, найтро-кемистри!» В переводе это означает «нитрохимия», или просто «нитраты». Далее последовало пространное объяснение того, что овощи, выращенные на нитратах, вредны для здоровья и почти безвкусные; их покупают только бедные люди.
Линда подвела меня к другому открытому холодильнику, где лежали помидоры гораздо меньшего размера, а некоторые и с небольшими очагами гнилости. Словом, чем-то напоминающие наши отечественные. «Натуральные, берём!»
Когда помидоры и другие овощи были куплены по рекомендациям хозяйки, мы перешли к выбору курицы. У мясного холодильника повторилась та же история, что и с помидорами. Куры были поразительного размера – величиной с молодого поросёнка, однако я уже не стал предлагать взять именно это чудо агробизнеса, а лишь спросил: «Кемистри?» В переводе на русский её ответ был таким: «Нет, гормоны, но это ещё хуже. Они почти не выводятся из организма, и человек начинает полнеть и набирать нездоровый вес». Поэтому курица была куплена в другом месте, причём вполне умеренного размера и более натурального цвета. Позже я вспомнил крупных и рыхлых на вид ребят в школе и подумал: «А может, мы зря ругаем наших производителей, которые поставляют нам продукты не очень красивые, но натуральные и вполне безопасные?»
Ещё один неожиданный эпизод в этом супермаркете удивил и от этого запомнился надолго. Один из служащих, открыв крышку холодильника, в котором было выложено мясо, интенсивно опрыскивал его из ёмкости пульверизатором. «Зачем это?» – спрашиваю у Линды. «Мясо заветрилось и потеряло вид, его подкрашивают. Не волнуйся, это безвредно». «Для бедных?» – спрашиваю я. Линда засмеялась, ответа не последовало… Правды ради должен заметить, что магазины в Штатах разные – на любой вкус и кошелёк. Те, кто живёт там, хорошо знают, где и что следует покупать, для меня же многое было в диковинку. Впечатлили рыбные и особенно кондитерские отделы, где от одного лишь вида появляется аппетит.
У многих в России возникало впечатление, что вся торговля в США сосредоточена только в супермаркетах. На самом деле это не так. По выходным на площадях городов устраиваются «фермерские рынки», чем-то напоминающие наши российские базары. Сюда съезжаются хозяева из окрестных ферм и продают свою продукцию – овощи и фрукты, ягоды и цветы, а также ремесленные изделия, семена и многое другое. Иногда на них выступают и самодеятельные певцы. В отличие от наших базаров, на которых и устроители, и продавцы не обращают особого внимания на эстетическую форму их деятельности, здешние являют собой весьма опрятные и красочные площадки. И можно не сомневаться в качестве плодов, которые выставлены на прилавках, всё это только натуральное! Особого упоминания заслуживают фермеры-эмиши – представители своеобразной христианской секты, исключительно трудолюбивые и добросовестные. Их можно отличить тем, что все мужчины очень вежливы, носят бороды, шляпы и обязательно помогают покупателям. Их строгие религиозные правила не позволяют применять не только химические удобрения, но и тракторы и комбайны при обработке земли – всё делается только с помощью рук или лошадей.
Любопытно, что покупка любого дорогого изделия для американца – это целый ритуал. В благодарность за фотовыставку организация «Пипл ту Пипл» решила подарить мне современную японскую фотокамеру. Это было поручено одному из её активистов, и он в течение 3-х дней обзвонил около полусотни фотомагазинов в Массачусетсе и ещё в двух соседних штатах. В конце концов мы выехали в штат Нью-Гемпшир, где приобрели замечательный фотоаппарат «Олимпус» с зум-объективом.
Это была камера не самой последней модели, но исключительно удобная и существенно легче моего «Зенита». Продавец подробно описал её, сообщил, что перед продажей она, как и все другие изделия в этом магазине, прошла дополнительную проверку качества в сервисном центре и в её надёжности можно не сомневаться. Последующая работа с ней подтвердила эту аттестацию; кстати, она работает и по сей день.
Но зачем было нужно ехать столь далеко? Оказывается, в Нью-Гемпшире очень низкие торговые налоги. По правилам торговли в США, кроме цены за товар покупатель платит налог штата и федеральный налог, что может сделать покупку чуть ли не вполовину дороже. Именно поэтому американцы готовы потратить лишние деньги на бензин и поехать туда, где цена будет хоть немного, но ниже. Кстати, «погоня» за более низкой ценой в США – это своего рода национальный спорт.
Хотелось бы вспомнить ещё один забавный случай. В центре Бостона есть магазин «Стенвей», где продают знаменитые на весь мир рояли. Из любопытства я заглянул туда и увидел роскошный инструмент золотисто-коричневого цвета. Его клавиатура была открыта, я попросил разрешения попробовать…
Это был весьма опрометчивый шаг. Сыграв по памяти отрывок вальса «Осенний сон», я обнаружил, что рядом стоят два импозантных джентльмена и что-то записывают. Как потом оказалось, оформляют… мой заказ! Спросив, понравился ли мне инструмент, и услышав положительный ответ, мне сообщили, что готовы предоставить 10-процентную скидку, и покупка будет стоить всего 70 тысяч (!) долларов. Я ответил, что пока не принял решения, и собрался уходить, но один из дилеров преградил дорогу. Пришлось сказать, что я приехал издалека, из Карачаево-Черкесии, и переправить туда рояль будет невозможно. Второй сотрудник магазина быстро куда-то отошел, но вскоре вернулся. «О-кей, ноу проблем! Наше агентство готово доставить рояль в любую точку планеты». Мне стало понятно, что просто так они меня не отпустят, надо было срочно уходить, но так, чтобы не потерять лица. «Знаете, этот рояль слишком велик для моей квартиры». – «Ничего, у нас есть кабинетные модели той же цены». Тогда я извинился и сказал, что надо обязательно посоветоваться с супругой. Как ни странно, это подействовало. Дилеры понимающе кивнули, вручили визитную карточку магазина и вежливо открыли дверь. Я быстро вышел и… бросился наутёк, чтобы продавцы, не дай Бог, не настигли и не проследили, куда я иду. После этого магазин «Стенвей» я старался обходить стороной. Такой вот высокий, но очень настойчивый американский сервис.
А в общем, торговое дело поставлено в Штатах исключительно профессионально, и не только со знанием потребностей рынка, но и со знанием психологии покупателей, можно сказать – красиво, и нашим специалистам в этой области всё ещё есть чему поучиться.
{{commentsCount}}
Комментариев нет