День республики № 35 от 02.04.2022

Свято место пусто не бывает

13 апреля в 13:52
2 просмотра
На прилавках по-прежнему густо вопреки всем санкциям
На прилавках по-прежнему густо вопреки всем санкциям
Источник — Фото автора

Многих россиян обеспокоил уход крупных иностранных компаний из России, в том числе популярных сетей общественного питания. Наибольший ажиотаж вызвало решение о приостановке деятельности сети ресторанов Макдональдс и КФС. Кроме того, ряд крупных зарубежных ретейлеров и брендов заявили об остановке бизнеса в России.

Экономист Науруз Байрамкулов считает, что уход из России зарубежных сетей быстрого питания можно использовать с толком, в принципе, ничего даже менять не надо.

– Всё есть – и персонал, и технологические карты, и налаженные бизнес-цепочки. Осталось определиться с собственниками предприятий фастфуда и придумать новые названия. Больше ничего и не нужно, разве что следить за качеством «комплектующих». Сегмент общественного питания – это огромное поле для многообразной гастрономической культуры народов России, – говорит эксперт.

Не успело легендарное детище Дональда Макдональда покинуть Россию, как турецкая сеть фастфуда Chitir Chicken изъявила желание занять его место на российском рынке. Кстати, собственники бизнеса уже провели первые переговоры с отечественными ТЦ. Так что голодными мы с вами точно не останемся.

Что касается жителей Карачаево-Черкесии, то мы и не ощутим ухода фастфуда, мы тут веками питаемся натурпродуктами. Пожалуй, ни один чизбургер или гамбургер не сравнится с хычином (с картошкой, сыром, мясом или ботвой). На заметку региональным бизнесменам, почему бы вместо фастфуда не запустить по стране хычинные «У тети Фоти»!?

На сегодняшний день продажи и поставки в Россию прекратили шведская сеть мебели и товаров для дома IKEA, испанский одежный ретейлер Манго и шведский H&M. Компания Apple прекратила работу собственного онлайн-магазина. Об уходе из России также объявила финская продуктовая сеть Prisma. Также остановил продажи через интернет Nike.

Каковы шансы, что работа магазинов возобновится? Это будет зависеть от множества факторов, в том числе от того, как будет развиваться спецоперация на Украине, которая вызвала уход из России мировых брендов.

По мнению Науруза Байрамкулова, отток иностранных компаний нужно оценивать всесторонне.

– Есть высокотехнологичные отрасли, в которых разрыв цепочек поставок болезненный для экономики страны, здесь поиск новых поставщиков требует времени. При этом есть отрасли, в которых иностранные сетевики оказывали колоссальное давление на отечественный бизнес, по сути, лишая его значительной части рынка, равно как и перспективы развития. И уход компаний такого рода, безусловно, позитивный сигнал для российского бизнеса, – считает экономист. – Что касается отрасли одежды – здесь вообще удивительно, что иностранные компании покидают нашу страну. Дело в том, что конкуренция на этом рынке всегда была значительной, и отрасль долгие годы испытывала перегрев. Появлялись отечественные производители, рынок штурмовали многочисленные качественные турецкие бренды, бюджетный сегмент занимали также китайские производители.

Вывод прост: в высокотехнологичных секторах государственные корпорации должны найти альтернативы, в остальных сегментах государственная поддержка и решительные действия бизнеса позволят перестроить экономику и повысить уровень жизни.

Кстати,

ровно 70% жителей России заявили, что точно не станут покупать продукцию ушедших с российского рынка зарубежных компаний, даже если они вернутся. При этом 26% опрошенных сообщили, что и раньше у них ничего не покупали и не будут впредь.

Армида КИШМАХОВА
Поделиться
в соцсетях
Актуально мнение Мнение эксперта Науруз Байрамкулов общественное питание российская экономика санкции экономист экономические последствия экспертное мнение