Люблю балалайку за звук, за тембр, за душу
Виртуозная игра Евгения Кубекова на этом музыкальном инструменте вызывает восхищение
«Его игра – это бесконечная любовь к музыке, к русской культуре, – так отозвалась об игре Кубекова поэтесса Мира Михайлова. – Жаль, что зритель мало знает о его жизненном и творческом пути». Редакция газеты с радостью восполняет этот пробел и представляет вашему вниманию рассказ о музыканте.
Что дает силы
Родился Евгений Кубеков в Черкесске. Его отец – известный литератор Билял Кубеков, мама, Клара Степановна, – филолог, учитель русского языка и литературы, всю жизнь посвятившая педагогике.
Когда Жене было лет восемь, мама отвела его в городскую музыкальную школу № 1, и по стечению обстоятельств мальчик попал в класс балалайки. Нельзя сказать, что маленький Женя с головой бросился в океан музыки. По его словам, до 3 класса он был посредственным учеником, пока Николай Петрович Сергиенко, прекрасный преподаватель и музыкант, не отвёл мальчика на концерт известного советского балалаечника-виртуоза Михаила Рожкова, который приезжал в Черкесск. Игра Михаила Федотовича так заворожила мальчика, что он изменил своё отношение к музыке и инструменту.
После 8 класса Женя поступил в Карачаево-Черкесское музыкальное училище, и когда он учился на 1 курсе, они с мамой переехали в город Камышин Волгоградской области, где он продолжил учёбу в аналогичном училище. Игра на балалайке всё больше увлекала юношу, и в 1982 году он стал лауреатом Всероссийского смотра-конкурса исполнителей на народных инструментах. Женя Кубеков, которому на тот момент было всего 16 лет, выступил с интересной и технически сложной программой, в которую вошли «Венгерская рапсодия № 2» Листа, «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, «Уральская плясовая» Трояновского…
Председателем конкурса был известный исполнитель, дирижер и педагог Виктор Кукушкин, который на тот момент заведовал кафедрой народных инструментов Саратовской консерватории им. Л. В. Собинова. Он сразу оценил искусство Евгения Кубекова и предложил ему продолжить учёбу на своей кафедре. Поэтому, окончив музучилище в Камышине, молодой музыкант в 1987 году отправился в Саратов, где легко поступил в престижное музыкальное учебное заведение. Однако, не успев толком оценить консерваторское учение, Женя получил повестку из военкомата.
Служил Кубеков в далёкой Туркмении, в крупном оазисе посреди пустыни Каракум. Он и по сей день помнит пугливых варанов, барханы, скорпионов, верблюжьи колючки, сливающийся с горизонтом песок и испепеляющее солнце в зените.
По окончании службы он собирался вернуться в консерваторию, но тут случилась беда, которая поставила под вопрос музыкальное будущее Евгения. Разгружая с товарищами арматуру, он повредил левую руку – пальцы перебило так, что слетели ногти. Все думали, что его музыке конец, но только сам Евгений не собирался сдаваться, благо на кафедре ему дали год на восстановление. И он, невзирая ни на боль, ни на ставшие деревянными пальцы без ногтей, начал заниматься по 9-10 часов в день. И любовь к музыке победила.
Не в деньгах счастье
Через год он восстановился в консерватории, после успешного окончания которой в 1993 году вернулся в музыкальное училище в Камышин. Там он с другими выпускниками училища организовал ансамбль народных инструментов, которым Кубеков начал руководить. Через год на музыкальном конкурсе «Поволжье» коллектив занял 3 место.
А ещё через год Кубеков вернулся в Карачаево-Черкесию, однако в музыку не пошёл. Это были лихие 90-е, надо было зарабатывать, потому что культура не только не кормила – она сама находилась почти в агонии. Евгений Билялович в течение нескольких лет работал и по дереву, и в охране, и слесарем по металлосборочным конструкциям. Словом, он, как и всё население страны, шёл туда, где можно заработать деньги.
Но, несмотря на хороший доход, он чувствовал, как тоскует его душа, особенно когда он видел свою балалайку. И в один прекрасный день он пришёл в свою родную музыкальную школу и попросился на работу. Николай Петрович Сергиенко очень обрадовался ему. Полгода Евгений часами восстанавливал руки, играя на балалайке и не думая о том, что в 9 раз потерял в доходах. Вскоре он дал в школе прекрасный сольный концерт из двух отделений. А ещё через некоторое время он стал руководителем оркестра народных инструментов «Русские узоры».
В обнимку с инструментом
Во время его работы в школе родился творческий дуэт «Presto» с блестящей пианисткой, заслуженным деятелем культуры КЧР Мариной Батруковой, по убеждению Кубекова, лучшим концертмейстером КЧР. Их творческий альянс оказался настолько удачным, что несколько лет назад дуэт даже удостоился Гран-при международного конкурса в Пятигорске.
– Играть с Мариной Вячеславовной – радость, – говорит Кубеков. – Она прекрасно образована, прекрасно чувствует музыку и инструмент. У нас одна школа – Саратовская консерватория. У нас с Мариной полное творческое взаимопонимание, мы в дуэте почти 20 лет. Балалаечники никогда не меняют концертмейстеров, выбирают одного и навсегда. Мы вместе согласовываем репертуар и долго работаем над каждым номером. Я не занимаюсь – я растворяюсь, с балалайкой теряешь чувство времени. Только по тому, как меняется день за окном, я понимаю, что прошло много часов. Игра зависит от того, как ты трогаешь струны, какой тембр извлекаешь, как хочешь душу раскрыть…
Кубеков признается, что процесс подготовки номера, разучивание партий, репетиции – это накал эмоций и состояний, что для него важнее, чем игра на сцене. Дело в том, что к концерту дуэт готовит несколько форм развития произведения. Например, от количества людей в зале и от их настроения может полностью измениться энергетика музыкантов, поменяться темп и динамика исполнения. И ко всему этому надо быть готовыми.
– Балалайка не будет звучать, если зал вялый или перед концертом я её не нагрею, – улыбается Кубеков. – Поэтому каждый раз я прижимаю балалайку декой к себе и хожу с ней в обнимку…
Иногда с дуэтом выступает виолончелистка Наталья Иванова, и тогда для зрителей праздник музыки становится еще ярче. Но всегда свои концерты Кубеков ведёт сам.
– Мне важно, как будет звучать мой голос в зале. Мы с Мариной прекрасно слышим, как звучит зал и как нужно играть – ярко или тихо. Например, большой зал колледжа культуры и искусств акустически грамотно построен, спасибо Министерству культуры. В зале звук хорошо стелется, особенно начиная со средних рядов. Нам остаётся только найти точки, где буду сидеть я, где будет стоять фортепиано Марины Батруковой, где и на каком расстоянии от нас будут находиться микрофоны. Эти точки приходится искать долго, передвигаясь буквально по 15 см по сцене. Но когда мы слышим, как во время очередного номера зал замирает, – мы понимаем, что все поиски, споры, многочасовые репетиции в этот момент полностью вознаграждены. Ради таких мгновений музыкант живёт!
Не надо забывать свое, народное
Процесс рождения нового номера очень нелёгок. Сначала каждый из двоих разучивает свою партию, прочитывая музыкальный текст согласно своему мировоззрению, а потом начинаются общие репетиции и, соответственно, столкновение двух мировоззрений, которые надо согласовать и передать на кончиках пальцев. Категорически запрещено передавать своё недовольство инструменту, поэтому, когда кто-то говорит, что ему не нравится звук, репетиция прекращается.
Следует отметить, что Марине Батруковой на концерте труднее – ведь её партнёр всегда играет на своём собственном инструменте, с которым не расстаётся около 20 лет. Но при этом Кубеков ни на минуту не расслабляется. Он часами ищет звук, положение руки, наклон кисти, смотрит, насколько палец заходит за струны, кисть зажата или расслаблена, какой силы удар должен быть по струнам, чтобы выходил необходимый звук.
Балалайка Евгения Кубекова сделана на заказ у мастера Евгения Суворова, струны тоже отбираются как космонавты в космос. Ведь только высокое мастерство музыканта и качество инструмента могут передать красоту звучания балалайки.
– Балалайка – это русский инструмент, это голос народа. Я люблю этот инструмент за звук, за тембр, за душу. У балалайки абсолютно русская душа. Я умею, хочу и буду передавать зрителю эту душу и эту красоту, – говорит Евгений.
Чувства – через звук
Смело можно сказать, что Кубеков – единственный в Карачаево-Черкесии балалаечник столь высокого уровня. Его ценят не только зрители, но и коллеги, и ученики. К слову, он учит игре не только на балалайке, но и на гитаре.
– Я учу своих студентов тому, что музыка – это умение передавать свои чувства через звук. И чем богаче у человека внутренний мир, тем уверенней он играет, тем больше ему есть что сказать слушателю. Человек с бедным внутренним миром не сможет передать ничего. Поэтому нужно не только учиться игре, но и обогащать свой внутренний мир.
Студенты понимают его с полуслова. Его ученик Никита Костыркин, студент 3 курса отделения «Инструменты народного оркестра», не скрывает своего восхищения:
– Для меня Евгений Билялович – человек, на которого я равняюсь. Я его сравниваю с Петром I в его постоянном стремлении к развитию, изучению нового и обучению других. Его стиль работы с учениками очень индивидуальный, к каждому – свой подход. Лично для меня он стал Отцом в Музыке, поставил на ноги, научил ходить и отпустил в свободный полёт. Я очень ему благодарен за то, что нашёл дело своей жизни.
Как руководитель оркестра русских народных инструментов республиканского колледжа культуры и искусств Кубеков также зарекомендовал себя с самой лучшей стороны.
– У Евгения Биляловича потрясающее чувство сцены, – отзывается заведующий отделением актерского искусства колледжа народный артист КЧР Аслан Астежев. – Он сцены не боится, а уважает её и относится к ней как к партнеру. Он виртуоз на сцене, а в жизни это чуткий и деликатный со всеми, будь то коллеги, студенты, зрители, человек. Я много лет восхищаюсь его профессионализмом и мастерством, особенно когда вижу, как он руководит оркестром русских народных инструментов. Я вас уверяю, будь у нас с десяток музыкантов уровня Кубекова – мы бы на международный уровень поднялись!
Та высота, которую в музыкальном мире занял Евгений Кубеков, навсегда останется за ним. В этом великая сила искусства – ты отдаешь ему все силы, а оно дарит тебе бессмертие среди людей.
Досье
Кубеков Евгений Билялович родился 3 июля 1966 года, окончил в 1993 году Саратовскую государственную консерваторию им. Л. В. Собинова. В музыкальной сфере работает 28 лет. В настоящее время преподает в Карачаево-Черкесском колледже культуры и искусств, руководит оркестром русских народных инструментов.
{{commentsCount}}
Комментариев нет