Шаль с пышной бахромой


Представленная в экспозиции Карачаево-Черкесского музея-заповедника «Дом национальностей», в витрине «Казаки», шаль фабричного производства бытовала в казачьей семье Корчагиных из станицы Преградной в начале XX века.
Традиционная одежда казачки была немыслима без головных уборов: платков, шалей, шарфов. «Своеобразным идентификационным маркером кубанской казачки, в том числе и казачки Карачаево-Черкесии, был большой платок-шаль, длина и ширина которого доходила до 2 метров», – отмечает специалист по материальной культуре казачества КЧР Н. Соловьева.
Ещё в XVII веке в Поволжье развернулось масштабное производство платков и шалей на мануфактурах. (К слову, и по сей день платки с традиционными русскими орнаментами остаются востребованным элементом современного гардероба).
В Европе же шали вошли в моду благодаря египетской кампании Наполеона, который привёз Жозефине множество образцов восточных тканей. Это совпало с переменами в моде: кринолины и тяжёлые ткани уступили место лёгким, струящимся силуэтам. Поскольку эти ткани не отличались теплотой, возросла роль аксессуаров, таких как платки, шарфы и шали, которые прочно вошли в женский гардероб и стали использоваться круглый год.
Что касается сугубо казачьего платка, то он выделялся пышной белой бахромой, часто заплетённой в косички. Свадебный платок невесты был преимущественно белым или молочного цвета. После венчания невеста покрывала голову свадебной шалью – большим белым платком с белой вышивкой и длинной бахромой.
Шаль была важной частью наряда казачек Карачаево-Черкесии, её надевали при выходе в общественные места и даже приёме гостей. Часто шалью называли большой платок с длинной бахромой, в который можно было укутаться целиком. Шелковые и шерстяные шали отличались яркими рисунками на красном, белом или зеленом фоне. Платки с крупными растительными узорами на черном фоне также были очень популярны.
Особым спросом пользовались павловопосадские платки. В конце 1850-х годов в Павловском Посаде купцы Лабзин и Грязнов начали производство шалей, которые быстро завоевали популярность среди казачек. Первоначально рисунки на платках были небольшими и напоминали узоры московских мануфактур, часто с турецкими и индийскими мотивами. Однако в 1870-х годах цветочные мотивы стали доминирующими в оформлении шалей и платков, получив широкое и разнообразное применение.
Повседневные и праздничные платки казачек украшались цветными растительными узорами, и особенно популярны были изображения роз и пионов. В начале XX века в станичных лавках появились платки, украшенные алыми, белыми и желтыми розами. Благодаря доступности казачки собирали в своих сундуках целые коллекции платков на все случаи жизни: для работы в поле, свадебных торжеств, траурных церемоний, дружеских посиделок, воскресных дней, а также для ношения под шалью.
Ажурные косынки и шали, выполненные в технике коклюшечного кружева, подчёркивали красоту и статность казачек, выделяя их яркие кофты. Шаль носили особым образом, перекрещивая длинные концы через плечи, либо обматывая одним концом шею, а другой, оставляя свободно свисать. Аналогичным образом носили и шарфы, также выполненные коклюшками.
Николай ЧАПУРА,
заведующий отделом
музея-заповедника им. М. О. Байчоровой.
Кстати,
в наши дни возрождается интерес к традиционной национальной одежде казачки. Этот интерес обусловлен не только ностальгией по прошлому, но и стремлением к самоидентификации, к сохранению культурных корней. Казачья одежда – это не просто костюм, это часть истории, отражение быта и традиций кубанского казачества.
Последние новости


{{commentsCount}}
Комментариев нет