День республики № 49 от 03.05.2025

Каждый платок – это отдельная судьба…

3 мая в 08:19
7 просмотров
Мадина Узденова на своем рабочем месте
Мадина Узденова на своем рабочем месте

Имя Мадины Узденовой, дизайнера национальных платков из Карачаево-Черкесии, хорошо известно на Кавказе. И не только потому, что она руководит мастерской платков и шалей. Мадина активно возрождает древнее карачаевское искусство национальной вышивки золотыми и шелковыми нитями.

– Мадина, как получилось, что вы, юрист по образованию, вдруг поменяли профессию?

– В 2017 году моя подруга попросила расшить ее свадебные платки жемчугом, чтобы они стали более интересными. На тот момент я и не предполагала, что это событие станет началом большого пути. Не имея никакого профессионального образования, я расшила один платок, другой – с неровной бахромой и простыми узорами. Пусть неидеальная, но это была моя собственная работа. Я тогда ещё не знала, что этот небольшой опыт перерастёт в миссию по сохранению культурного наследия. Никто не знает, когда судьба возьмёт нас за руку и поведёт по предопределённому ею пути.

– Каков он был – этот путь от первых стежков к мастерству?

– Первые попытки давались тяжело: бахрома получалась кривой, узоры – неуверенными. Но я была упорна, а поддержка родных меня вдохновляла. Потихоньку навыки развивались. А со временем я освоила не только вышивку, но и секреты идеальной бахромы. Пошли первые заказы от невест, потом к работе подключились мама, сестры и тети. Однако настоящий перелом случился, когда в работу включилась девяностолетняя свекровь моей подруги Любовь Гергокова. Выполненная ею бахрома оказалась безупречной!

Для нас всех это стало не только уроком, но и ориентиром. Мы поняли, что настоящие знания хранятся у старшего поколения.

– И осознание этого факта стало отправной точкой ваших этнографических экспедиций?

– Совершенно верно. С этого момента мы начали ездить по сёлам, собирая техники у пожилых мастериц. В Учкекене нас ждала встреча с Марьям Юсуповной Хубиевой – женщиной, посвятившей жизнь сохранению традиций, родного языка и фольклора. В её коллекции нашлись старинные платки, эскизы и узоры, которые легли в основу новых работ. Она учила нас, как строить орнамент, чтобы он дышал на ткани. Она так и говорила – «дышал». Этот принцип мы используем в своей работе, в своих современных интерпретациях рисунка, в работе с цветом.

В ауле Новая Джегута мастерица Назифат Айбазова сначала продемонстрировала нам платки, которые вышивала в молодости, а затем, используя старинные пяльцы и нитки, показала забытые методы вышивки, а также уникальную технику плетения на дощечках.

В городе Тырныаузе другая мастерица Лейля Мирзоева, чьё имя теперь бережно хранится в истории нашего проекта, продемонстрировала не только платки, но и эскизы к ним, и даже мужской сюртук, сшитый ею в молодости, – образец высокого портновского искусства. Её работы были и учебником, и наглядным пособием векового искусства вышивания и златоткачества, которые больше нигде не найдёшь. Вообще, каждая встреча с бабушками – это открытие новой сокровищницы. Мы учимся у них, а потом делимся этим с новыми поколениями.

– Вы, насколько я понимаю, не просто создаёте платки, но передаёте знания другим?

– Да, мы проводим мастер-классы и этнопоездки, сотрудничаем с этнографами. Всё это стало частью нашего проекта «Платки в Карачае и Балкарии». Вместе с командой мы ездим по сёлам, разыскиваем у местных жителей старинные платки, тщательно фотографируем их, записываем связанные с ними истории. Каждая находка – это отдельная судьба. Одни платки десятилетиями передавались из поколения в поколение, другие создавались к свадьбам, третьи хранились как память о дорогих людях.

Моя главная цель – издать каталог, который сохранит не только узоры и техники, но и личные истории мастеров. Только представьте: листаешь страницы, а перед тобой – сотни платков, каждый с именем мастерицы, с её уникальной историей. Это же живая энциклопедия нашей культуры, традиций, мастерства!

Платки, созданные по старинным эскизам, стали для меня символом связи времён. Они напоминают: культура живёт, пока её хранят. Раньше я думала, что создаю аксессуары. Теперь понимаю – мы плетём нити, которые объединяют прошлое и будущее. И я счастлива этим. В этом и заключается суть нашего проекта: перевоплотить ремесло в диалог поколений.

Шахриза БОГАТЫРЕВА
Поделиться
в соцсетях
Актуально вышивка шалей дизайнер-модельер золотое шитье интервью КЧР Мадина Узденова мастер мастер-класс народное ремесло национальная вышевка национальное искусство национальный платок проект проект "Платки в Карачае и Балкарии" ремесло свадебный платок сохранение и возрождение культурных традиций сохранение культурного наследия сохранение родного языка сохранение традиций сохранение языка и культуры судьба человека творческая деятельность традиционное ремесло человек и его дело этнографические экспедиции этнопоездка