статьи c
В Госфилармонии КЧР прошёл литературно-музыкальный концерт, посвященный 210-летию со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова. В исполнении артистов госфилармонии на концерте звучали стихи и песни на слова любимого поэта: «Белеет парус одинокий», «Казачья колыбельная», «Молитва», «Тебе, Кавказ» и т. д., а еще звучала музыка Антона Рубинштейна, Арама Хачатуряна, Франца Шуберта, испанская фламенко. На сцене также выступили вокально-классическая группа «Вдохновение» и камерный ансамбль «Джанкълыч». Говоря об участниках этого красивого во всех отношениях концерта, следует отметить не только выступления известных мастеров сцены, заслуженных артистов республики - Эдуарда Карова, Лианы Думанишевой, Марата Даурова, Карины Лаховой, концертмейстера Марины Батруковой, но и молодых артистов, для которых сцена госфилармонии является прекрасной стартовой площадкой.
Ещё в начальных классах Фатима Апсова заявила, что хочет стать писателем. А первое своё стихотворение она посвятила Ленину. Это четверостишие было напечатано на первой полосе абазинской газеты «Коммунизм алашара» в день рождения вождя мирового пролетариата. Вдохновлённая Фатима продолжала писать и при случае показывала свои стихи известным абазинским поэтам. Микаэль Чикатуев сравнивал её стихи с «разом распустившимися, радостно взирающими весенними деревьями». В 1972 году Фатима поступила в Литературный институт им. М. Горького. Большую поддержку ей оказали Керим Мхце и Микаэль Чикатуев, которые подготовили подстрочники ее стихотворений и отправили на творческий конкурс. С тех пор прошли годы, и сегодня Фатима Апсова (Ионова) - автор шести поэтических сборников, кроме того, ее стихи вошли в два коллективных сборника…
Представленный в экспозиции «Дом национальностей» Карачаево-Черкесского музея-заповедника им. М. О. Байчоровой войлок (на снимке) бытовал в конце XIX в. в карачаевской семье Урусовых в ауле Учкулан. Основой хозяйства карачаевцев было скотоводство отгонного типа, связанное с сезонными откочевками на горные пастбища, которое обеспечивало шерстью мастериц-горянок. Изготовление войлоков являлось делом женщин и носило характер домашнего производства, хотя часть изделий шла на продажу. Обработке шерсти и изготовлению войлоков девочки обучались еще подростками, постепенно овладевая всеми секретами мастерства. При валянии больших войлоков и бурок, требующем одновременной работы нескольких человек, применялась соседская или родственная взаимопомощь - маммат, предполагавшая угощение работающих.
В Государственной филармонии КЧР состоялась премьера спектакля «Аркасара» на русском языке Государственного абазинского драматического театра. В постановке Эльдара Агачева по пьесе Артура Кенчешаова оживают мифы и сказания, наполненные мудростью и силой. - Для меня это дебют как для театрального драматурга. Меня знают как поэта, сценариста кино, но театр для меня самого в новинку. Самым сложным для меня было перестроить своё мышление и принцип построения истории. Всё-таки писать сценарий для фильма и пьесу для театра - это очень разные вещи. Было много нюансов, которые я не знал, но мне очень помог Эльдар Агачев. Как уже опытный театральный режиссёр он подсказывал мне и направлял работу в правильное русло. Эту пьесу я писал в первую очередь для молодых ребят, хотелось донести до них, что всегда ещё издревле в почете были честь, мужество и правда, - поделился Артур Кенчешаов.
В Карабулаке прошла персональная выставка художника Игоря Хоронько. Само название выставки «Очарование горной Ингушетии» ярко отражало содержание и богатую палитру осенних красок горного края, которая предстала перед посетителями в выставочном зале Государственного музея изобразительных искусств. Гости смогли увидеть 30 прекрасных работ, выполненных мастером более чем за две недели пленэра в Джейрахском районе в Доме-музее имени Р. И. Мамилова. Напомним, в 2019 году директор музея ГМИИ РИ Любовь Тумгоева провела масштабную реконструкцию Дома-музея в Джейрахском районе, на цокольном этаже которого была организована площадка для проведения выездных пленэров художниками.
В республиканской детской библиотеке им. С.Никулина состоялась встреча библиотекарей с представителями регионального отделения Союза писателей России. В ходе встречи прошла презентация книг авторов региона, а также знакомство писателей с отделом «Краеведение».
Интересные мероприятия были проведены в Карачаево-Черкесском музее-заповеднике им. М. О. Байчоровой в рамках акции «Ночь искусств». В прошлый вторник с 16:00 до 20:00 часов Картинная галерея, Выставочный павильон и Краеведческий музей стали настоящими центрами творчества и вдохновения для всех желающих.
В госфилармонии Карачаево-Черкесии прошла долгожданная премьера спектакля по повести Бориса Васильева. Постановка уже знакомого нашему зрителю режиссера Евгения Пересыпкина (это пятый по счёту спектакль, который он поставил за три года совместного сотрудничества с госфилармонией КЧР) по знаменитой одноименной повести литератора, фронтовика Бориса Васильева собрала полный зал. - Это произведение мы выбрали по нескольким причинам. Во-первых, в следующем году наша страна отмечает 80-летие со дня победы в Великой Отечественной войне, а повесть «А зори здесь тихие...» Бориса Васильева - одно из самых проникновенных и трагических произведений о той войне, которое очень чётко показывает, как было нелегко в те годы, и учит нас любви к Родине, благодаря которой наш народ и одержал победу над фашистами. Во-вторых, в настоящее время Россия проводит специальную военную операцию, и мы должны понимать, что каждый из нас может внести свой вклад в победу.
В ГНБ КЧР им. Х. Б. Байрамуковой вспоминали трагическую дату. 2 ноября 1943 года, в разгар Великой Отечественной войны, карачаевский народ был депортирован в Среднюю Азию и Казахстан. На встречу с читателями и жителями региона были приглашены: доктор технических наук, общественный деятель Ахмат Эркенов, заслуженный артист РФ и народный артист КЧР Борис Уртенов, народный писатель КЧР Фатима Байрамукова, а также очевидцы тех трагических событий, лично пережившие депортацию, - общественные деятели, ветераны труда Магомед Хубиев, Исмаил Узденов и Хусеин Гербеков.
При знакомстве с творчеством каждого поэта читатель подспудно пытается выявить главную идею автора, генеральную эмоцию, магистральную мысль его творчества. Поэтическая ментальность Виталия Миликовского понимается и расшифровывается короткой фразой: большая любовь к России. Не строя сложные психологические композиции, поэт выражает на бумаге свою любовь и боль через выстраданные каждым русским человеком чувства. Поэтому в его зрелых и мудрых стихах много истовости, преданности, верности России, которую поэт выражает доходчивым, спрессованным, ёмким поэтическим словом.
Войлочный ковер «оюв кийиз», представленный в экспозиции Карачаево-Черкесского музея-заповедника «Уникальное культурное наследие народов КЧР», был создан в начале XX века и бытовал в Ногайском районе Дагестана, в ауле Канбатор. Зарождение войлочного искусства у ногайцев уходит корнями в глубокую древность, когда их предки вели кочевой образ жизни. Основным занятием кочевых народов было разведение крупного рогатого скота, овец, лошадей, верблюдов, поэтому домашние ремесла, в первую очередь, были связаны с обработкой шерсти, овчины и кожи. Шерсть издавна использовалась в быту человека. Одним из универсальных ее производных стал войлок - нетканый материал, получаемый в результате валяния и обладающий уникальными свойствами - хорошей воздухопроницаемостью и низкой теплопроводностью.