«Всегда искать что­-то новое!»

27 ноября в 10:51
2 просмотра

В этом году на Всероссийском мастер­-классе учителей родных, включая русский, языков, который проходил с 5 по 7 ноября в г. Москве, в Федеральном институте развития образования, Карачаево­-Черкесию представляла учитель родного языка СОШ № 1 им. А.М. Ижаева с. Учкекен Айшат Текеева. Победитель республиканского конкурса «Лучший учитель родного языка ­- 2015», она и в столице прекрасно справилась со всеми заданиями и заняла первое место в номинации «За высокое педагогическое мастерство».
Айшат Хаджи-­Махмутовна родом из Учкекена. По окончании школы, мечтая о работе с детьми, поступила в Карачаево­-Черкесский госпединститут, откуда вышла учителем начальных классов с правом преподавания родного языка. Свой трудовой путь начала в Римгорской школе. А последние восемь лет работает учителем родного языка в Учкекенской СОШ №1.
­
В этом году на Всероссийском мастер­-классе учителей родных, включая русский, языков, который проходил с 5 по 7 ноября в г. Москве, в Федеральном институте развития образования, Карачаево­-Черкесию представляла учитель родного языка СОШ № 1 им. А.М. Ижаева с. Учкекен Айшат Текеева. Победитель республиканского конкурса «Лучший учитель родного языка ­- 2015», она и в столице прекрасно справилась со всеми заданиями и заняла первое место в номинации «За высокое педагогическое мастерство».
Айшат Хаджи-­Махмутовна родом из Учкекена. По окончании школы, мечтая о работе с детьми, поступила в Карачаево­-Черкесский госпединститут, откуда вышла учителем начальных классов с правом преподавания родного языка. Свой трудовой путь начала в Римгорской школе. А последние восемь лет работает учителем родного языка в Учкекенской СОШ №1.
­- Каково мое педагогическое кредо? ­- улыбается Текеева. -­ Всегда искать что­-то новое, не стоять на месте, потому что без движения вперед нет развития, нет достижений. Мне всегда хочется большего.
И это не просто слова. Чтобы детворе было интересно на ее уроках, она основательно «встряхнула» методику преподавания родного языка. Ее дети рисуют ментальную карту, чтобы закрепить учебный материал по частям речи, изучая фольклор, составляют творческий журнал, разгадывают кроссворды в журнале «Илячин» и сами пытаются придумать что-­то в этом роде, а еще обожают сочинять синквейны, расширяя таким образом словарный запас. И все это с применением цветных карандашей, красок, разноцветных стикеров и т. д. Потому что мир детства ярок и интересен, и такими же, считает Айшат Хаджи-­Махмутовна, должны быть ее уроки карачаевского. Неслучайно одна из научно-­методических разработок Текеевой так и называется: «Цветовое решение проблемы орфографии на уроках родного языка». Нескучной оказалась и другая ее «придумка» -­ электронное приложение по родному языку — своеобразное хитрое тестирование на компьютере, при котором дети в игровой форме усваивают азы родной речи. Кстати, озвучивали это приложение с большим энтузиазмом ученики самой Айшат Хаджи-Махмутовны.
­- Собственно, ничего нового я не изобретала, ­- скромно говорит Текеева. ­- Я просто беру методику преподавания русского языка и все самое передовое, интересное переделываю, творчески перерабатываю под свой предмет.
Но, если честно, далеко не каждый захочет и сможет «творчески переработать» имеющийся материал, а кроме того, его еще надо найти. А Айшат Хаджи­-Махмутовна никогда не ленится покопаться в Интернете ради пользы дела, не стесняется спросить совета у более опытных коллег. Например, в ставшей уже родной для нее Учкекенской СОШ №1 карачаевский язык и литературу также преподает Тамара Узденова. У Тамары Кази-­Магомедовны, соавтора учебника «Харифле» для 1 класса, более сорока лет педагогического стажа! И о ней Текеева рассказывает с неподдельной теплотой и восхищением…
­- Айшат Хаджи-­Махмутовна, признайтесь, отправляясь в Москву, надеялись на победу?
­- Если бы не надеялась, то даже не поехала бы, -­ смеется педагог. -­ Зачем время попусту терять?
И это еще одна фраза, которая ярко характеризует учителя Текееву. На ее уроках вы не увидите бездельничающих учеников. Если кого-­то Айшат Хаджи-­Махмутовна вызвала к доске, в это время остальные обязательно будут заняты чем­-то еще: работать по карточкам, сочинять сиквейны… Потому что иначе будет теряться драгоценное время, которое на изучение родного языка и литературы и так нынче урезано до трех часов в неделю.
­- Конечно, это мало, ­- считает Текеева. -­ Особенно если учесть, что с каждым годом в школу приходят дети, все хуже владеющие родной разговорной речью. Чтобы обучить таких ребят, нужно больше сил, больше времени. Скажем, в карачаевском языке 38 букв, на пять больше, чем в русском. Малыши, не говорившие на родном языке, неправильно произносят новые для них звуки. А неправильное произношение ведет к неправильному написанию… Гораздо труднее этим детям со словарным запасом…
­- Наверное, все эти проблемы вы обсуждали и в Москве?
­- Конечно. Вообще, программа мастер­-класса была очень насыщенной и интересной. И я рада, что смогла принять в нем участие. Дело в том, что в заочном туре этого мастер-­класса участвовали 110 педагогов из разных уголков страны. Но на очный были допущены только 26, а приехали -­ 20. Это лучшие учителя родного языка со всей России, у которых накоплен интересный педагогический опыт. Лично меня больше всех поразила представительница Марий Эл Алевтина Трофимова, учительница марийского языка. Умница, красавица, она все свои выступления подготовила в стихотворной форме. А когда мы смотрели десятиминутный видеоролик ее урока, казалось, что перед нами настоящая сказочница — настолько она умеет перевоплощаться в тот или иной образ…
Ярко выступила на мастер­-классе и сама Айшат Хаджи­-Махмутовна. И «Визитную карточку», включающую презентацию на тему «Мой регион, моя школа, моя профессиональная деятельность», она представила достойно, и с представлением и показом национального костюма справилась отлично, и видеоролик 10­-минутного урока по преподаваемому языку и методический комментарий к нему на русском языке вызвали живой интерес у жюри и участников мастер­-класса. Особое внимание привлекло использование нашим педагогом современных технологий в преподавании родного языка. И в итоге — первое место в такой значимой для любого учителя номинации, как «За высокое педагогическое мастерство».
 Но «звездизм» от этого Текеевой явно не грозит. Когда мы попросили взять у нее интервью, она согласилась, но заметила: «Только быстро, хорошо?» Терять время на «расхваливание» самой себя ей не хотелось. Впрочем, она все любит, как призналась, делать быстро. А мы добавим: и качественно.
 ­- Айшат Хаджи-­Махмутовна, вы ­- строгий, требовательный педагог?
 ­- Наверное, да. Ведь без требовательности не будет результатов.
 А результаты ее ученики показывают постоянно, участвуя в школьных и районных олимпиадах и занимая на них призовые места, с удовольствием участвуя в разных конкурсах, посвященных истории и культуре родного народа, различных мероприятиях школьного, районного уровней.
­- А ваши собственные дети хорошо знают родной язык?
­- Надеюсь, что да. Марина учится в интернатуре, окончила Ставропольский медуниверситет, Рамазан учится в институте на строителя, Расул — еще школьник, десятиклассник. Но каждый из них понимает, что без языка нет народа. Поэтому важность знания родного языка им доказывать не надо.

Татьяна ИВАНОВА
Поделиться
в соцсетях