День республики № 9 от 30.01.2024

Российская фотография. Век ХХ (ч.7)

31 января в 14:43
10 просмотров
12 комментариев

1/5

Закрыть

Продолжение. Начало в ч 1, ч 2, ч 3, ч 4, ч 5, ч 6.

Макс Альперт: фотолетописец ударных строек

Макс Владимирович Альперт – несомненно, один из самых выдающихся фоторепортёров СССР.

Он родился в семье ремесленника в 1899 году. В 1914 г. приехал в Одессу и поступил учеником в фотоателье, в 1919-м ушёл добровольцем в Красную Армию, а после демобилизации в 1924-м поступил фоторепортёром в московскую «Рабочую газету». Занимаясь исключительно хроникальным фото, он довольно быстро приобрёл известность, сделав снимки, вошедшие в число избранных работ того времени, таких как, например, «М. В. Фрунзе принимает военный парад» или «Приезд в Москву А. М. Горького». В 1928 г. Макс Альперт стал штатным корреспондентом газеты «Правда».

Именно в «Правде» он сформировался как талантливый фотограф-публицист: он снимал стройки первых пятилеток, коллективизацию сельского хозяйства, строительство Ферганского канала. Ему принадлежат известнейшие фотографии возведения Туркестано-Сибирской железной дороги, Днепрогэса и других известнейших строек СССР.

Особое внимание в своих работах он уделял теме становления рабочего класса страны и его места в жизни государства в 30-е годы. Большой читательский интерес был вызван серией фотоснимков Макса Альперта, созданных на Магнитогорском металлургическом комбинате. Серия называлась «Гигант и строитель», и в ней рассказывалось о судьбе малограмотного деревенского паренька Виктора Калмыкова, который, участвуя в строительстве, стал передовым квалифицированным специалистом, а потом и членом ВКП (б).

С Альпертом мы бок о бок исколесили Ферганский канал. Какое удовольствие следить за его неутомимостью и прямо-таки фоторепортерской одержимостью. Из горы прекрасных фотографий, запечатлевших эту интереснейшую страницу истории человеческого труда, складывается монументальный образ нашей эпохи.
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН
режиссер, сценарист
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН

Многие фотографии М. Альперта до сих пор поражают своей динамикой, творческой энергией и неукротимым движением. Создание железнодорожного полотна, сброс воды через плотину Днепрогэса или строительство ирригационных объектов Средней Азии – всё это дышит новизной, стремлением к созданию новой жизни в новой цивилизации.

Фотолетописец большой страны Макс Альперт заявил о себе в предвоенные годы как новатор репортажного портрета, превзошедший достоинством своих работ многое из того, что уже было создано в студийных условиях. Его творчество утверждало изначальность репортажной, публицистической фотографии в противоположность салонной «художественности».

Особое место в творчестве Макса Альперта занимает тема Великой Отечественной войны. Но ей будет посвящён отдельный очерк.

Продолжение.

В. П. РОМАНЕНКО
кандидат технических наук, заслуженный работник культуры РФ, член Союза писателей России
Поделиться
в соцсетях
биография газета "Правда" журналисты искусство корреспонденты люди Макс Альперт публицист творческая деятельность фотоархив фотограф фотографии фотоискусство фоторепортер фотохудожник Это интересно