Российская фотография. Век ХХ (ч.7)
1/5
Продолжение. Начало в ч 1, ч 2, ч 3, ч 4, ч 5, ч 6.
Макс Альперт: фотолетописец ударных строек
Макс Владимирович Альперт – несомненно, один из самых выдающихся фоторепортёров СССР.
Он родился в семье ремесленника в 1899 году. В 1914 г. приехал в Одессу и поступил учеником в фотоателье, в 1919-м ушёл добровольцем в Красную Армию, а после демобилизации в 1924-м поступил фоторепортёром в московскую «Рабочую газету». Занимаясь исключительно хроникальным фото, он довольно быстро приобрёл известность, сделав снимки, вошедшие в число избранных работ того времени, таких как, например, «М. В. Фрунзе принимает военный парад» или «Приезд в Москву А. М. Горького». В 1928 г. Макс Альперт стал штатным корреспондентом газеты «Правда».
Именно в «Правде» он сформировался как талантливый фотограф-публицист: он снимал стройки первых пятилеток, коллективизацию сельского хозяйства, строительство Ферганского канала. Ему принадлежат известнейшие фотографии возведения Туркестано-Сибирской железной дороги, Днепрогэса и других известнейших строек СССР.
Особое внимание в своих работах он уделял теме становления рабочего класса страны и его места в жизни государства в 30-е годы. Большой читательский интерес был вызван серией фотоснимков Макса Альперта, созданных на Магнитогорском металлургическом комбинате. Серия называлась «Гигант и строитель», и в ней рассказывалось о судьбе малограмотного деревенского паренька Виктора Калмыкова, который, участвуя в строительстве, стал передовым квалифицированным специалистом, а потом и членом ВКП (б).
Многие фотографии М. Альперта до сих пор поражают своей динамикой, творческой энергией и неукротимым движением. Создание железнодорожного полотна, сброс воды через плотину Днепрогэса или строительство ирригационных объектов Средней Азии – всё это дышит новизной, стремлением к созданию новой жизни в новой цивилизации.
Фотолетописец большой страны Макс Альперт заявил о себе в предвоенные годы как новатор репортажного портрета, превзошедший достоинством своих работ многое из того, что уже было создано в студийных условиях. Его творчество утверждало изначальность репортажной, публицистической фотографии в противоположность салонной «художественности».
Особое место в творчестве Макса Альперта занимает тема Великой Отечественной войны. Но ей будет посвящён отдельный очерк.
{{commentsCount}}
Комментариев нет