День республики № 143 от 21.09.2021

Обратная сторона земли

23 сентября в 09:19
5 просмотров
Туристы играют в "Бостонское чаепитие"
Туристы играют в "Бостонское чаепитие"

Продолжение. Начало ч 1, ч 2, ч 3, ч 4, ч 5, ч 6, ч 7, ч 8, ч 9, ч 10.

Бостон на волнах истории

История становления Соединённых Штатов Америки неразрывно связана с этим городом. Изначально восточное побережье Североамериканского континента было территорией английских колоний, т. е. принадлежало Британской Короне. Колонии, однако, быстро развивались и скоро обрели все возможности отдельных и вполне состоявшихся  государств. Неминуемо возникли идеи борьбы за независимость, а её активное начало было положено именно в Бостонском порту.

В курсе истории советской школы упоминается событие, получившее название «Бостонского чаепития», оно считалось началом борьбы американских колоний за свободу от британских колонизаторов. На самом же деле первоначальный смысл этого события был несколько иным, поэтому, вкратце расскажем о нём читателям. Британия вела активную торговлю чаем и занималась этим Королевская Ост-Индийская компания, владевшая плантациями в Индии и кораблями, перевозившими чай. Торговала она, в том числе, и в колониях Америки, принося немалый доход британской казне. Но у неё появились конкуренты, в том числе и в колониях, доходы стали падать. Тогда в 1773 г. парламент принял т. н. «Чайный закон», который затем утвердил король Георг III. По этому закону Ост-Индийской компании (и только ей!) разрешалось оставлять себе ввозную пошлину. После этого торговцы компании снизили на чай цены, а все остальные остались в крайне невыгодном положении. Американские и европейские  чайные компании терпели убытки. Это вызвало крайнее недовольство не только среди тех, кто продавал чай, но и среди чиновников и губернаторов – ведь доходы от местных налогов также упали. А предпринять что–либо губернаторы  были не в праве – все положения и законы о торговле утверждались только  в метрополии именем короля. Из-за этого и  стало набирать силу протестное движение.

В октябре 1773 года семь кораблей, перево-зивших чай Ост-Индской компании, были отправлены в американские колонии; четыре из них направлялись в Бостон (правда, из-за шторма дошли только три). Когда корабли с чаем начали прибывать в Бостонский порт, лидер протестующих Сэмюэл Адамс призвал собрать массовый митинг. Приехали тысячи людей. Митинг принял резолюцию, призывающую  отправить корабли обратно без уплаты ввозной пошлины, но губернатор Хатчинсон отказался дать разрешение на уход без выплаты… Тем же вечером группа из 130 человек  забралась на три судна и за три часа сбросила в воду 342 ящика чая. Перед этим они переоделись в костюмы индейцев племени моухоков и соответствующим образом разрисовали свои лица. Маскировка лиц была им крайне необходима в силу нелегальности их протеста, а переодевание в моухоков и рисунок гремучей змеи на их флаге носили символический характер демонстрации того, за чьи интересы борются протестующие.

Корабль-музей "Конститьюшн"
Корабль-музей "Конститьюшн"

В американской историографии этому событию  придаётся весьма важное значение.  Правда, в некоторых источниках  отмечается, что на самом деле  реальных экономических причин для войны не было – просто правителям колоний надоело английское владычество и они использовали «Чайный закон» как повод…

В гавани, где всё это происходило,  открыт «Музей Бостонского чаепития». У причальной стенки – воспроизведённая копия одного из кораблей, перевозивших чай.  Можно взойти на палубу и в чисто американском духе внести свой личный вклад в борьбу за независимость США – сбросить в море символический тюк с «чаем». Правда, переодевание в индейцев и раскрашивание лиц не предусмотрено, а тюк привязан канатом к  кораблю, и его сразу же извлекают обратно…

Ещё один исторический корабль, имеющий отношение к событиям  XIX века – парусный фрегат «Конститьюшн» находится в гавани, у одного из причалов военной базы береговой охраны. Он был спущен на воду 21 октября 1797 года. Корабль получил неофициальное название «Железнобокий старик» – его борта были изготовлены из английского дуба, и от них  отскакивали пушечные ядра.  В 1798 -1800 годах «Старик» участвовал в «Квази-войне» (в необъявленной  «как бы войне») США и Франции, Триполийской войне,  и конечно англо-американской войне 1812—1814 годов (т. е. войне за независимость США).

Что касается «Квази-войны», то она началась в  1794 г., после Французской революции, результатом которой стало свержение монархии. США  тогда подписали соглашение с Великобританией, которым были урегулированы спорные вопросы отношений с британцами, а также были обеспечены выгодные для обеих сторон экономические положения. Но французы, которые тогда находились в  состоянии войны с Великобританией, в ответ на это начали захватывать американские торговые суда. Французский флот, полностью блокируя всё атлантическое побережье США, наносил большие  убытки американскому торговому судоходству, причём, не встречая никакого сопротивления. 7 июля 1798 года Конгресс отменил все заключённые договоры с Францией. Вслед за этим последовало разрешение атаковать корабли французского флота, что и считается началом «Квази-войны».  Американский военно-морской флот насчитывал около 25 судов, которые патрулировали южное побережье Штатов и весь бассейн Карибского моря   в поисках французских каперов (т. е. пиратов). В составе флота был и «Конститьюшн».  К концу 1799 года операции американского и британского флотов позволили сдерживать нападения французов, в итоге их враждебная деятельность заметно сократилась. Когда же  во Франции случился государственный переворот, переговоры возобновились. 30 сентября 1800 года был заключён договор между Францией и США, положивший конец вооружённому конфликту.

А вот Триполийская война происходила в 1801—1805 гг. вдали от Америки,  между  Берберийскими странами – Марокко, Алжиром и Тунисом с одной стороны и США с другой.  Как и сейчас, в ту далёкую эпоху североафриканские мореходы занимались пиратством, грабили и захватывали торговые суда, требовали за них выкуп. В ответ Соединённые штаты отправили группу фрегатов для защиты своих интересов в Средиземном море, а их командирам «разрешалось захватывать любые корабли или грузы, принадлежащие триполийскому паше, и совершать любые акты агрессии, оправданные в условиях войны».  И в эту группу кораблей также входил «Конститьюшн».

"Кассин Янг"  - эсминец Второй мировой войны
"Кассин Янг" – эсминец Второй мировой войны

В 1900 году Конгресс утвердил сохранение «Конститьюшн» в качестве музейного корабля, после нескольких ремонтов он совершил турне по 90 городам США (на буксире) и, наконец, занял место на вечной стоянке.

Неподалеку от фрегата «Конститьюшн» экспонируется ещё один  корабль – ветеран II Мировой войны – эскадренный миноносец (эсминец) «Кассин Янг». Он также имеет богатую военную биографию. Этот корабль принимал участие в штурме островов Окинава и Гуадалканал,  сопровождал авианосцы с целью их защиты от японской авиации, и был, между прочим, последним кораблём, который подвергся массированной атаке японских камикадзе. Назван он в честь своего командира – капитана Кассина Янга, который геройски погиб на его борту в одном из морских сражений в 1942 г. Эсминец оставался на службе вплоть до 1960 г., а его орудия выглядят по-прежнему так же грозно, как и в годы войны. Он сохранен в качестве плавучего мемориального судна на стоянке в Национальном историческом парке Бостона. В 1986 году корабль был внесен в Национальный реестр исторических мест и признан Национальным историческим памятником, как хорошо сохранившийся образец военного корабля.

…После осмотра всех трёх кораблей я сказал сопровождавшему  Р. Холману, что на меня произвело  сильное впечатление то, как в США стараются сохранить все  материальные свидетельства  истории – автомобили, самолёты, корабли, и даже личные вещи участников событий. И что, к сожалению, в нашей стране это делается далеко не всегда. На это Холман ответил: «Ваша история очень большая – десятки веков, огромное количество  артефактов, и не всегда сразу понятна реальная ценность каждого из них. А наша история – пока короткая, немногим более 300 лет, и мы стараемся сохранить по возможности все её свидетельства».

И всё же – стоило бы и нам как можно бережнее относиться ко всему, что отечественная история  оставляет нам и нашим потомкам.

Продолжение.

В. П. РОМАНЕНКО
кандидат технических наук, заслуженный работник культуры РФ, член Союза писателей России
Поделиться
в соцсетях
Бостон Владимир Романенко воспоминания история Путевые заметки путешествия США