День республики № 44 от 23.04.2022

Путешествие в Апулию

27 апреля в 11:03
4 просмотра
Церковь Санта-Мария-делле-Грацие
Церковь Санта-Мария-делле-Грацие
Источник — Фото автора

Продолжение. Начало ч 1, ч 2, ч 3, ч 4, ч 5.

Площадь святого Оронцо в Лечче

Знакомство с этим городом началось с того, что мы оставили машины на окраине – тесные улицы и обилие транспорта не позволили отыскать место для парковки. Пришлось двинуться в центр пешком, благо это было относительно недалеко. Но когда мы вошли в лабиринт старых улиц, а затем на центральную площадь, нам показалось, что мы попали в сказку! Город показался вырезанным искусным мастером из одного громадного куска белого камня с помощью тонкого резца…

Лечче, один из древнейших городов юга Апулии, расположен на полуострове Саленто. На карте это южная часть «каблучка». Он возник задолго до периода Римской империи, и был основан, скорее всего, древними эллинами, причём, точная дата основания не сохранилась. В течение своей истории город пережил два периода расцвета: в эпоху античности и в Средневековье, когда на весь мир славилось Неаполитанское королевство. Ныне итальянцы с любовью называют Лечче «Южной Флоренцией», или «Афинами Апулии». Согласно легенде, в годы Троянской войны почти на этом же месте существовал греческий город Сибар, его захватили римляне и дали новое название – Лупия. Позже, во II веке н. э., город перенесли примерно на 3 км к северо-востоку и стали называть Личея.

Согласно преданию, в 57 году святой Павел назначил городским епископом патриция Оронцо – сына императорского казначея. Однако тот вскоре навлёк на себя гнев императора Нерона, так как, будучи христианином, отказался приносить жертвы римским богам, и вскоре был растерзан за это на глазах у публики. Впоследствии Оронцо был канонизирован как святой и признан покровителем Лечче, поскольку к его заслугам причислили избавление города от чумы в 1656 году. Его имя носит центральная площадь города.

Мы выходим на площадь Святого Оронцо. Венчает площадь колонна, на вершине которой стоит статуя этого святого. Высота колонны составляет 29 метров, она была спроектирована скульптором Джозефом Зимбало и построена в 1686 году как подарок соседнего города Бриндизи. Статуя изначально была деревянной, покрытой венецианской медью, но в 1739 году её заменили бронзовой.

В самом центре площади расположены руины римского амфитеатра времени императора Адриана (II в. н. э.). Вплоть до XX века жители города даже не догадывались о существовании этого древнего сооружения, его обнаружили лишь при подготовке фундамента для постройки нового здания. Раскопки длились до 1940 года, но была освобождена лишь треть, остальная часть до сих пор находится под землёй. Интересно, что этот древний амфитеатр, видимо, до сих пор используется по назначению – в нём установлены сцена и современные зрительские кресла. Говорят, что в этом «зрительном зале» изумительная акустика!

1/5

Закрыть

Украшением площади, безусловно, являются храмы. Чудесная церковь Санта-Мария-делле-Грацие изначально была основана как часовня с чудотворной фреской XIV века, изображающей Богоматерь с Младенцем, а её нынешнее здание было спроектировано в 1590 году известным архитектором Микеле Колуччи. Фасад разделен на два уровня выступающим декорированным карнизом. Богатый портал увенчан фронтоном с изображением Богоматери с Младенцем и ангелами. Между колоннами высечены ниши, в которых установлены статуи святых Петра и Павла. Верхняя часть фасада украшена балюстрадой, антаблементами и статуями святых.

Но воистину сказочно выглядит на площади церковь Санта-Кроче (базилика Святого Креста). Её создание продолжалось в течение 1549-1695 годов, то есть почти полтораста лет. Это был огромный и невероятно упорный труд! В первые годы работами руководил архитектор Франческо Антонио Зимбало, а завершили строительство его сын Джузеппе и архитектор Чезаре Пеина. Эта базилика – истинное торжество стиля барокко в Апулии. К сожалению, во время нашего посещения удалось получить лишь фото фрагментов этого архитектурно-художественного шедевра зодчества. Многочисленные фигуры этого резного фасада символичны: Дракон был эмблемой семьи папы Григория XVI, Грифоны украшают герб Генуэзской республики, Геркулес являлся символом великого герцога Тосканы. Среди фигур есть и лица, причём ни одно из них не похоже на другое. Примечательно, что слева от базилики находится столь же искусно украшенный резьбой дворец монашеского ордена целестинцев.

С базиликой соседствует знаменитая на всю Италию кондитерская. Упустить возможность угоститься здесь и выпить кофе было просто невозможно. Все изделия кондитеров действительно были под стать базилике божественно вкусными.

Продолжение.

Справка

Стиль барокко зародился в Италии в начале 17 века и постепенно распространился по всей Европе. Первоначально использовался католической церковью как средство борьбы с Реформацией, вызывая у верующих удивление и трепет. Он достиг своего пика в эпоху высокого барокко (1625-1675), когда его начали использовать в церквах и дворцах Италии, Испании, Португалии, Франции и Австрии. В период позднего барокко (1675-1750) он достиг России, испанских и португальских колоний в Латинской Америке. Примерно с 1730 года появился еще более изысканный декоративный его вариант – рококо, который процветал в Центральной Европе.

В. П. РОМАНЕНКО
кандидат технических наук, заслуженный работник культуры РФ, член Союза писателей России
Поделиться
в соцсетях
Апулия Владимир Романенко Италия Лечче отдых Путевые заметки путешествия туризм