День республики № 25 от 07.03.2024

Российская фотография. Век ХХ (ч. 14)

11 марта в 09:02
3 просмотра
5 комментариев
Фотограф Александр Родченко
Фотограф Александр Родченко

Продолжение. Начало в ч 1, ч 2, ч 3, ч 4, ч 5, ч 6, ч 7, ч 8, ч 9, ч 10, ч 11, ч 12, ч 13.

Фотоавангард Александра Родченко

Революция 1917 года стала тем рубежом, за которым начали стремительно развиваться новые творческие направления всех видов изобразительного искусства. Молодые художники, вдохновлённые мечтами о новом обществе, экспериментировали со стилем, разрабатывали новые творческие направления и смелые идеи. Наиболее ярким автором такого подхода к творчеству был Александр Родченко.

Это был, пожалуй, самый известный фотограф-экспериментатор своего времени. Именно ему принадлежат новейшие приёмы в рекламной живописи и фотографии. И надо сказать, что «родченковские» ракурсы, работа с перспективой, светотенью, приёмы фотомонтажа используются до сих пор.

Александр Михайлович Родченко родился 5 декабря 1891 года в Петербурге, в семье театрального декоратора и прачки. В 1911 году Александр решил стать вольнослушателем в Казанской художественной школе, но у юноши не было свидетельства об образовании, поэтому он не мог поступить на полное обучение. Тем не менее через год успешной самостоятельной учебы вольнослушатель Родченко сдал экзамены и поступил в класс живописи.

Духи «Манон» от «Новой Зари», 1930.
Духи «Манон» от «Новой Зари», 1930.

В 1913 году Родченко познакомился в училище с Варварой Степановой, своей будущей женой и соратницей. Варвара была увлечена модерном, и они вместе искали и развивали свой стиль, работали как единый творческий организм, вдохновляя друг друга в авангардной живописи.

В конце 1915-го супруги Родченко переехали в Москву, и через общих друзей молодой живописец познакомился с Владимиром Татлиным – одним из ведущих московских авангардистов. Это знакомство и последующее сотрудничество сыграли немалую роль в жизни и творчестве фотографа. «От Татлина я учился всему: отношению к профессии, к вещам, к материалу, всей жизни, и это оставило след на всём, – писал он в воспоминаниях. – Из всех современных художников, которых я встречал, нет равного ему».

В октябре 1917 года авангардисты начали активно сотрудничать с большевиками. Они создали профсоюз художников-живописцев, в котором Родченко занял место секретаря молодой федерации. Он был сторонником левых идей, участвовал в большинстве художественных партийных проектов. Несколько лет Александр работал в Наркомате просвещения. В 1921 г. Родченко начал преподавать во ВХУТЕМАСе – Высших художественно-технических мастерских, где обучали «производственному искусству»: учили проектировать предметы, используя возможности формы и структуры.

Лиля Брик. Портрет для рекламного плаката «КНИГИ», 1924.
Лиля Брик. Портрет для рекламного плаката «КНИГИ», 1924.

В начале 20-х гг. основой плакатов Родченко постепенно становилась фотография. В качестве моделей он снимал жену Варвару, себя и друзей. В 1920 году Александр на одной из выставок познакомился с Владимиром Маяковским и Лилей Брик. Завязалось многолетнее художественное партнерство и тесная дружба: с Маяковским создалась творческая группа «Реклам-конструктор Маяковский-Родченко», где Родченко отвечал за графическую композицию. А с 1924 года он полностью посвятил себя фотографии. Тогда начал формироваться его авангардистский стиль, который стал настоящей революцией в искусстве.

Первая фотосерия Родченко – портреты Маяковского, снятые в мастерской. Затем он запечатлел друзей и родных, самых важных людей его творческой жизни: супругов Брик, А. Довженко, мать. Он снимал без характерных светотеней и фонов, которые обычно использовались в фотоателье. Основной сюжетов для его ранних экспериментов стала и Москва: современный индустриальный динамично развивающийся город, устремленный в будущее.

Манера Родченко наполнялась эстетикой конструктивизма, вторым революционным приемом стала диагональ как основа композиции. Эта линия организовывала пространство и оживляла изображаемый сюжет, а двойная экспозиция, используемая в ряде снимков, превращала статичный кадр в движущийся киноролик. Фотограф стремился сделать каждый снимок уникальным при помощи новых приемов. Одним из них был ракурс: повседневные вещи становились необычными в глазах зрителя, если взгляд на них падал под другим углом.

Полевые цветы (Варвара Родченко, дочь фотографа), 1937.
Полевые цветы (Варвара Родченко, дочь фотографа), 1937.

В 30-е годы его романтический порыв творчества сменился сдержанностью: теперь фотография следовала законам советской пропаганды. Он снимал репортажи для альбомов и газет по заказу, а дух авангардной фотографии был сломлен. В 1956 году Александр Родченко умер, не дожив до первой персональной выставки, организованной Верой Степановой.

Смелое наследие Родченко осталось, однако, в истории как искусство, ставшее памятником авангардной культуры. Оно оказалось вне времени и пространства. Современные художники, фотографы, дизайнеры помнят его яркие образы, обращаются к его специфическим техникам и работают с тем же свободным искусством, которое в свое время развивал Александр Родченко.

Продолжение.

Кстати,

в 1928 году журнал «Советское фото» обвинил Александра Родченко в копировании западного искусства. Критик не понял того, что Родченко был настоящим экспериментатором, основателем школы технической эстетики: свое предназначение он видел в сломе закостенелого и традиционного. Вдохновение художник находил в повседневных сюжетах. В них раскрывались его необыкновенный темперамент, энергичный и решительный нрав.

В. П. РОМАНЕНКО
кандидат технических наук, заслуженный работник культуры РФ, член Союза писателей России
Поделиться
в соцсетях
авангардизм авангардистский стиль авангардная культура Александр Родченко живопись изобразительное искусство искусство история люди судьба человека творческая деятельность трудовая деятельность фотоархив фотограф фотографии фотоискусство фотохудожник художник Это интересно