День республики № 32 от 23.03.2024

Российская фотография. Век ХХ (ч. 15)

26 марта в 09:42
5 просмотров
1 комментарий
Борис Игнатович, 1923 г.
Борис Игнатович, 1923 г.

Продолжение. Начало в ч 1, ч 2, ч 3, ч 4, ч 5, ч 6, ч 7, ч 8, ч 9, ч 10, ч 11, ч 12, ч 13, ч 14.

Фотоновации Бориса Игнатовича

Выдающийся советский фотограф Борис Всеволодович Игнатович родился 4 апреля 1899 года в городе Слуцке. До начала Первой мировой войны учился в гимназии города Лодзь, а затем в гимназии Луганска, но незадолго до ее окончания он был исключён за участие в революционных беспорядках и издание рукописного журнала «Шантрапа».

В 1918 году Борис всё-таки окончил гимназию, но уже в Выборге, причём с серебряной медалью, и вернулся в Луганск, устроившись редактором-стажером в газету «Северо-донецкий коммунист». Жизненный путь начинающего журналиста проходил через редакции различных изданий. В качестве репортера «Красной звезды» Игнатович прошел сквозь фронты гражданской войны, его очерки с поля боя, статьи, посвященные жизни людей в это непростое время, регулярно появлялись на страницах газеты.

Исаакиевский собор, 1933 г.
Исаакиевский собор, 1933 г.

Мирное время Борис Всеволодович встретил в столицах: работает редактором московской газеты «Горняк», заведует редакциями ленинградских юмористических журналов «Дрезина» и «Смехач». Рядом с Игнатовичем трудятся бок о бок Михаил Булгаков, Валентин Катаев и Михаил Зощенко, общение с которыми оказывает значительное влияние на его мироощущение, а знакомство с замечательным художником Владимиром Лебедевым привело молодого журналиста к серьёзному изучению фотографии. В 1923 г. Борис Всеволодович делает свой первый репортажный кадр – снимает писателя-сатирика Михаила Зощенко покупающим на рынке яблоки. Не на шутку увлекшись фотосъемкой, молодой сотрудник пришел к пониманию неразрывной связи технической и творческой составляющих фотографии.

Материнство, 1938 г.
Материнство, 1938 г.

Игнатович начинает работать как фотохудожник и фоторепортёр и в качестве фотожурналиста сотрудничает с журналами «Прожектор», «Огонек», «Красная Нива». В 1927 году его пригласили в газету «Беднота». Здесь фотограф учится искусству образной публицистики, здесь же формируется команда – бригада, в которую в дальнейшем войдет и его сестра Ольга Игнатович. Публикации, например в «Советском фото» или «Вечерней Москве», зачастую так и подписываются: «Бригада Игнатовича». Её участники открывают выразительность внутрикадрового монтажа, стремясь при съемке к конструктивному размещению предметов во всём кадре. Здесь также экспериментируют с разными типами оптики, используя объективы в несвойственных для них жанрах (широкоугольник в качестве портретного, длиннофокусный – для съемки пейзажей). Лично Игнатовичем «производились специальные съемки с аэроплана» – тогда это было большим новшеством. «Мне предоставили самолет Р-5, – вспоминает Борис Всеволодович. – Пилот попался опытный и к тому же фотолюбитель. Он понял мое намерение и охотно взялся содействовать».

Молодость, 1937 г.
Молодость, 1937 г.

Сегодня, когда рассматриваешь снимки почти вековой давности, остается лишь восхищаться мастерством фотографа, который без специального оборудования делал кадры, ставшие классикой.

Продолжение.

Справка

Газета «Беднота» была создана в результате объединения агитационных газет большевиков «Деревенская правда» и «Деревенская беднота», издававшихся с октября 1917 г. в Москве и Петербурге.
Данные газеты помогали большевикам на выборах в Учредительное собрание. Пришла на смену народной крестьянской газете Временного правительства «Сельский вестник» и многое унаследовала от неё: авторский коллектив, традиции.

В. П. РОМАНЕНКО
кандидат технических наук, заслуженный работник культуры РФ, член Союза писателей России
Поделиться
в соцсетях
Борис Игнатович воспоминания люди судьба человека творческая деятельность трудовая деятельность фотоархив фотограф фотографии фотоискусство фоторепортер фотохудожник Это интересно