День республики № 36 от 02.04.2024

Российская фотография. Век ХХ (ч. 16)

3 апреля в 09:32
9 просмотров
4 комментария

1/5

Закрыть

Продолжение. Начало в ч 1, ч 2, ч 3, ч 4, ч 5, ч 6, ч 7, ч 8, ч 9, ч 10, ч 11, ч 12, ч 13, ч 14, ч 15.

Война и мир в творчестве Бориса Игнатовича

С самого начала Великой Отечественной войны талантливый фотомастер стал фронтовым фоторепортером. Борис Всеволодович неотступно следовал за боевыми частями на лошади.

Он публикует серию кавалерийских репортажей, причём форма подачи его сюжетов исключительно разнообразна. Есть и хроникальные зарисовки, и жанровые сцены, групповые и персональные портреты. Немало и батальных эпизодов, снятых непосредственно в боевых действиях. Снимки, сделанные им в партизанских отрядах на Брянщине, создали подлинную фотолетопись партизанского движения во время войны. Они позволили ему описать быт и жизнь партизан. К завершению войны мастер делает фотопортреты ведущих военачальников, в том числе известнейшие снимки маршалов Георгия Жукова и Василия Чуйкова. Попадают в объектив фотографа и зарисовки исторических мировых событий с их участием.

После войны мастер целиком сосредоточился на мирных темах. Выходит целая серия пейзажей с ритмичной и стройной композицией. На кадрах почти всегда присутствует активный передний план, а последующие планы отдаляются через плавный тональный переход. Немало создает Игнатович и портретов реалистических и даже «репортажных» по исполнению. Среди моделей фотографа – скульпторы Вера Мухина, Сергей Коненков, Иван Макагон, писатель Михаил Шолохов, агрохимик Дмитрий Прянишников. Для съемки портретов мастер пользуется форматной камерой с размером фотопластины 18х24 см.

Борис Всеволодович щедро делится своими знаниями и опытом с молодежью. Он нередко посещает собрания в московском клубе «Новатор», популярнейшем месте общения фотографов 60-80-х годов, печатает статьи в журнале «Советское фото». Фотограф учит новое поколение чувствовать световой рисунок, не злоупотреблять контрастностью или недодержкой, обедняющими тональные переходы, изучать технику, развивать пространственное мышление. Большое значение придает Игнатович умению использовать источники света и компоновать кадр соответственным образом, последовательно он проводит и мысль о необходимости искать наилучшую точку съемки, а не пытаться исправить композицию кадра фотоувеличением. Советы мастера фоторепортажа звучат актуально и сейчас. Работы Бориса Игнатовича нашли свое место в фонде классики мирового фотоискусства. Он был активным участником более ста фотовыставок не только в нашей стране, но и за её пределами, его работы стали достоянием многих публикаций, они отмечены многими наградами.

Борис Игнатович скончался 4 апреля 1976 года, похоронен на Рогожском кладбище в Москве.

Продолжение.

В. П. РОМАНЕНКО
кандидат технических наук, заслуженный работник культуры РФ, член Союза писателей России
Поделиться
в соцсетях
Борис Игнатович Великая Отечественная война ВОВ люди судьба человека творческая деятельность трудовая деятельность фотоархив фотограф фотографии фотоискусство фоторепортер фотохудожник Это интересно