Российская фотография. Век ХХ (ч. 12)
Продолжение. Начало в ч 1, ч 2, ч 3, ч 4, ч 5, ч 6, ч 7, ч 8, ч 9, ч 10, ч 11.
Самый русский фотограф. Николай Андреев
Николай Платонович Андреев родился в 1882 году в подмосковном городе Серпухове, в семье парикмахера. После окончания школы в 1901 году он занялся одновременно живописью и светописью, это и привело к тому, что в нём удачно сложились качества художника и фотографа.
В фотоискусство Андреев пришёл в то время, когда мастера стали активно пользоваться «облагораживающими» методами обработки отпечатков – масляными красками, бромойлем, гуммиарабиком. При съёмке использовалась и специальная оптика – чаще всего различные монокли, которые позволяли делать несколько размытые снимки и туманные композиции, Всё это сформировало так называемую «пикториальную» фотографию, в которой важнее всего было показать не точное отображение реальности, а настроение при её рассмотрении.
Возможности пикториализма позволили Николаю Платоновичу добиваться удивительных результатов. Уже с 1906 года он с успехом экспонировал работы на отечественных и международных фотовыставках, однако Первая мировая и Гражданская войны надолго оторвали его от любимого занятия – он пережил участие в боях, ранение, госпиталь, болезнь… И только в 1921 году вернулся к художественному творчеству.
Вместе с другими фотографами он блестяще представлял советское фотоискусство за рубежом. Швейцарский журнал писал: «Работы Николая Андреева известны во всех странах. Прежде всего, это не только фотографии, а художественные произведения со всеми достоинствами талантливой живописи». О них восторженно писало и парижское «Обозрение»: «Творчество Андреева не укладывается в рамки обыкновенной техники: художник показывает совершенно новые приёмы и открытия, свойственные исключительно ему. Он везде пользуется заслуженным успехом». В начале ХХ века Андреева называли «самым русским фотографом», и за долгое прошедшее с тех пор время так никто и не смог отнять у него это высокое звание.
Самые впечатляющие результаты удавались Н. Андрееву при фотосъёмке пейзажей вокруг города Серпухова, в котором он провёл большую часть своей жизни. Сюжеты его снимков отличаются простотой, но в то же время глубиной и поистине философским содержанием. Особенно этим выделяются его работы с изображением зимних видов.
Такие картины кажутся наполненными истинной любовью к природе России, которой он посвятил всё своё творчество. В пейзажных работах Николая Андреева крайне редко встречаются религиозные сооружения, но весь созданный им мир наполнен высокой духовностью. Поистине духовной является передача художником изображений неба, которое берёт начало от самой земли, в котором рождаются неповторимые композиции облаков, дождей или лёгких туманных сюжетов. Так, в картине «Зимний пейзаж со снегом» роль духовного доминанта выполняет изображение луны, в работе «На охоту» верхняя часть неба заполнена утренним восходом солнца. А на фотографии «Осенние заботы» облака, кажется, рождаются не на небе, а на земле. На земле, так любимой фотохудожником России Николаем Андреевым.
{{commentsCount}}
Комментариев нет