Российская фотография. Век ХХ (ч. 13)
Продолжение. Начало в ч 1, ч 2, ч 3, ч 4, ч 5, ч 6, ч 7, ч 8, ч 9, ч 10, ч 11, ч 12.
Портреты и жанровые фото Николая Андреева
Творческая палитра Николая Андреева не ограничивалась исключительно природными сюжетами, солидное место в ней занимает создание портретов и жанровых фотоснимков. Достаточно часто в его работах совмещаются оба эти направления, и они обретают поистине высокое философское ощущение и истинную живость сюжета.
Что касается портретов, то автора всегда особенно привлекали лица пожилых крестьян как символы житейской мудрости, трудолюбия и жизненной энергии. Именно они на снимках становились центрами зрительского внимания, и потому именно они получали самые высокие оценки и награды на выставках как в России, так и за рубежом. Так, например, золотой медалью на выставке в Сарагосе (Испания, 1927 г.) был отмечен портрет «Старый крестьянин». Простое русское лицо, умные глаза этого обычного сельского жителя необыкновенно притягивают к себе зрителя добротой. Золотой медалью на выставке 1924 года в Париже отмечен портрет жены фотографа Варвары Николаевны Ворониной.
Эта удивительная женщина воистину достойна романа. В 1917 году Николай Платонович попал с тифом в госпиталь, который находился в Петрограде, и его состояние было настолько тяжёлым, что он был переведён в палату умирающих. Варвара Николаевна выехала в Петроград, нашла мужа, с помощью добрых людей вывезла в Серпухов и выходила его. С тех пор она стала постоянным образом для картин фотографа.
Что касается жанровых произведений Николая Андреева, то на них довольно часто также присутствуют персонажи – чаще всего труженики, занятые своей обычной повседневной работой. Среди них настоящим шедевром считается снимок «Пряха», созданный в 20-е годы. Он действительно удивляет игрой света, прозрачностью деталей фона, чистотой и ясностью женского образа. Фото стало экспонатом нескольких выставок в России и в других странах.
К сожалению, время творчества Николая Андреева завершилось в начале 30-х гг. – он подвергался критике за формализм и упадничество. Его ателье как частное предприятие было закрыто, имущество арестовано, фотографа с семьёй из собственного дома переселили в коммунальную квартиру. Пытаясь выйти из ситуации запрета, Андреев в 1937 году в составе группы московских и провинциальных фотографов совершает поездку по новому каналу «Москва – Волга», но представляет на выставку пейзажи в своем традиционном пикториальном стиле. Его работы по-прежнему критикуются государственной пропагандой. В начале 1940-х годов Николай Андреев тяжело заболел, что привело к параличу и потере речи. Умер Николай Андреев в Серпухове в 1947 году.
Вновь интерес к пикториальной фотографии и к творчеству Николая Андреева возродился в 1990-х годах. Его работы произвели большое впечатление на фотографов конца века: «Два качества составляют феномен его неповторимости – это поразительная глубина созерцания природы и оптический рисунок его картин, – писал о мастере представитель современного пиктореализма Георгий Колосов. – Он утвердил в фотографии то, что когда-то открыл Тютчев в русской поэзии: монументальность малых форм. Тайной, нездешней тайной, тревожной и радостной дышит живое пространство его картин. Его жизнь и наследие разделили судьбу России, но и того, что счастливо сохранилось, достаточно, чтобы открыть, наконец, художника широкому зрителю и утвердить его имя в истории нашей культуры».
К слову,
в конце прошлого века в доме, где жила семья Андреевых, разместился Центр фотографической культуры имени Николая Андреева, созданный энтузиастами, поклонниками творчества Николая Платоновича. Здание было передано Серпуховскому историко-художественному музею в 2002 году, после чего получило статус памятника культурного наследия регионального значения.
{{commentsCount}}
Комментариев нет