Российская фотография. Век ХХ (ч. 15)
Продолжение. Начало в ч 1, ч 2, ч 3, ч 4, ч 5, ч 6, ч 7, ч 8, ч 9, ч 10, ч 11, ч 12, ч 13, ч 14.
Фотоновации Бориса Игнатовича
Выдающийся советский фотограф Борис Всеволодович Игнатович родился 4 апреля 1899 года в городе Слуцке. До начала Первой мировой войны учился в гимназии города Лодзь, а затем в гимназии Луганска, но незадолго до ее окончания он был исключён за участие в революционных беспорядках и издание рукописного журнала «Шантрапа».
В 1918 году Борис всё-таки окончил гимназию, но уже в Выборге, причём с серебряной медалью, и вернулся в Луганск, устроившись редактором-стажером в газету «Северо-донецкий коммунист». Жизненный путь начинающего журналиста проходил через редакции различных изданий. В качестве репортера «Красной звезды» Игнатович прошел сквозь фронты гражданской войны, его очерки с поля боя, статьи, посвященные жизни людей в это непростое время, регулярно появлялись на страницах газеты.
Мирное время Борис Всеволодович встретил в столицах: работает редактором московской газеты «Горняк», заведует редакциями ленинградских юмористических журналов «Дрезина» и «Смехач». Рядом с Игнатовичем трудятся бок о бок Михаил Булгаков, Валентин Катаев и Михаил Зощенко, общение с которыми оказывает значительное влияние на его мироощущение, а знакомство с замечательным художником Владимиром Лебедевым привело молодого журналиста к серьёзному изучению фотографии. В 1923 г. Борис Всеволодович делает свой первый репортажный кадр – снимает писателя-сатирика Михаила Зощенко покупающим на рынке яблоки. Не на шутку увлекшись фотосъемкой, молодой сотрудник пришел к пониманию неразрывной связи технической и творческой составляющих фотографии.
Игнатович начинает работать как фотохудожник и фоторепортёр и в качестве фотожурналиста сотрудничает с журналами «Прожектор», «Огонек», «Красная Нива». В 1927 году его пригласили в газету «Беднота». Здесь фотограф учится искусству образной публицистики, здесь же формируется команда – бригада, в которую в дальнейшем войдет и его сестра Ольга Игнатович. Публикации, например в «Советском фото» или «Вечерней Москве», зачастую так и подписываются: «Бригада Игнатовича». Её участники открывают выразительность внутрикадрового монтажа, стремясь при съемке к конструктивному размещению предметов во всём кадре. Здесь также экспериментируют с разными типами оптики, используя объективы в несвойственных для них жанрах (широкоугольник в качестве портретного, длиннофокусный – для съемки пейзажей). Лично Игнатовичем «производились специальные съемки с аэроплана» – тогда это было большим новшеством. «Мне предоставили самолет Р-5, – вспоминает Борис Всеволодович. – Пилот попался опытный и к тому же фотолюбитель. Он понял мое намерение и охотно взялся содействовать».
Сегодня, когда рассматриваешь снимки почти вековой давности, остается лишь восхищаться мастерством фотографа, который без специального оборудования делал кадры, ставшие классикой.
Справка
Газета «Беднота» была создана в результате объединения агитационных газет большевиков «Деревенская правда» и «Деревенская беднота», издававшихся с октября 1917 г. в Москве и Петербурге.
Данные газеты помогали большевикам на выборах в Учредительное собрание. Пришла на смену народной крестьянской газете Временного правительства «Сельский вестник» и многое унаследовала от неё: авторский коллектив, традиции.
{{commentsCount}}
Комментариев нет