Российская фотография. Век ХХ (ч. 19)
Продолжение. Начало в ч 1, ч 2, ч 3, ч 4, ч 5, ч 6, ч 7, ч 8, ч 9, ч 10, ч 11, ч 12, ч 13, ч 14, ч 15, ч 16, ч 17, ч 18.
Портретный летописец России
Моисей Соломонович Наппельбаум – выдающийся советский фотомастер, создавший уникальную манеру исполнения студийного фотопортрета.
Он родился 26 декабря 1869 года в Минске. В 1884 году поступил учеником в фотоателье минского фотографа Осипа Боретти и как прилежный ученик последовательно овладел копированием снимков, их ретушью, после чего был допущен к самостоятельной съёмке. Однако вместо занятий фотосъёмкой на родине молодой фотограф предпочёл путешествия – ему очень хотелось посмотреть окружающий мир. Он побывал в Смоленске и Москве, Варшаве, Вильнюсе и Евпатории. Во время поездки в Америку работал в Нью-Йорке, Филадельфии, Розбери и Питсбурге.
В 1895 году он возвратился на Родину и открыл собственное ателье портретной фотографии. В 1910-м, будучи уже известным фотографом, он обзавелся семьей и переехал в Санкт-Петербург. Здесь Наппельбаум сделал портреты композитора Александра Глазунова, психиатра Владимира Бехтерева, певца Федора Шаляпина. Слава о мастерстве фотопортретиста быстро распространилась по столице Российской империи, что уже к 1912 году позволило Наппельбауму открыть собственный фотосалон. После 1917 года он создал выдающиеся фотопортреты Владимира Ленина, Иосифа Сталина, Климента Ворошилова, Анны Ахматовой, Фаины Раневской, Валерия Чкалова и многих других выдающихся деятелей нашего Отечества.
Работы Наппельбаума нередко называют энциклопедией в лицах дореволюционной России и Советского Союза первой половины ХХ века, а его самого – портретным летописцем, творческая манера и стиль фотографий которого позволяют сравнивать его с Рембрандтом. «Рембрандтовским светом» называли и метод съемки Наппельбаума, в которой он использовал полусвет – освещая человека только одной лампой и только с одной стороны. В те времена, когда единственно правильным решением считалось использование в фотографии трех источников света, Наппельбаум, играя полутонами, целенаправленно «загонял» в тень одну из сторон портрета. Такой же прием в своих работах, придававший картине подчеркнутый драматизм, использовал Рембрандт. Применение этого метода в фотографии позволило Наппельбауму не просто фиксировать внешний облик человека, но и передать его внутреннюю индивидуальность. Сам Наппельбаум никогда не скрывал, что в художественном поиске не раз обращался к опыту портретистов эпохи Возрождения.
В 1988 году сын мастера, Лев Наппельбаум, передал в Советский фонд культуры более 100 работ своего отца. Из них была составлена выставка «XX век. Лики эпохи». Выставка была передвижной и экспонировалась во многих городах страны. Даря коллекцию, Лев Моисеевич очень хотел, чтобы как можно больше людей увидело уникальные работы его отца.
Моисей Наппельбаум ушёл из жизни 13 июня 1958 года. Несколько месяцев спустя вышла из печати его книга «От ремесла к искусству».
{{commentsCount}}
Комментариев нет