День республики № 45 от 23.04.2024

Российская фотография. Век ХХ (ч. 19)

24 апреля в 09:41
1 просмотр
Моисей Соломонович Наппельбаум
Моисей Соломонович Наппельбаум

Продолжение. Начало в ч 1, ч 2, ч 3, ч 4, ч 5, ч 6, ч 7, ч 8, ч 9, ч 10, ч 11, ч 12, ч 13, ч 14, ч 15, ч 16, ч 17, ч 18.

Портретный летописец России

Моисей Соломонович Наппельбаум – выдающийся советский фотомастер, создавший уникальную манеру исполнения студийного фотопортрета.

Он родился 26 декабря 1869 года в Минске. В 1884 году поступил учеником в фотоателье минского фотографа Осипа Боретти и как прилежный ученик последовательно овладел копированием снимков, их ретушью, после чего был допущен к самостоятельной съёмке. Однако вместо занятий фотосъёмкой на родине молодой фотограф предпочёл путешествия – ему очень хотелось посмотреть окружающий мир. Он побывал в Смоленске и Москве, Варшаве, Вильнюсе и Евпатории. Во время поездки в Америку работал в Нью-Йорке, Филадельфии, Розбери и Питсбурге.

Владимир Ленин
Владимир Ленин

В 1895 году он возвратился на Родину и открыл собственное ателье портретной фотографии. В 1910-м, будучи уже известным фотографом, он обзавелся семьей и переехал в Санкт-Петербург. Здесь Наппельбаум сделал портреты композитора Александра Глазунова, психиатра Владимира Бехтерева, певца Федора Шаляпина. Слава о мастерстве фотопортретиста быстро распространилась по столице Российской империи, что уже к 1912 году позволило Наппельбауму открыть собственный фотосалон. После 1917 года он создал выдающиеся фотопортреты Владимира Ленина, Иосифа Сталина, Климента Ворошилова, Анны Ахматовой, Фаины Раневской, Валерия Чкалова и многих других выдающихся деятелей нашего Отечества.

Актриса Фаина Раневская
Актриса Фаина Раневская

Работы Наппельбаума нередко называют энциклопедией в лицах дореволюционной России и Советского Союза первой половины ХХ века, а его самого – портретным летописцем, творческая манера и стиль фотографий которого позволяют сравнивать его с Рембрандтом. «Рембрандтовским светом» называли и метод съемки Наппельбаума, в которой он использовал полусвет – освещая человека только одной лампой и только с одной стороны. В те времена, когда единственно правильным решением считалось использование в фотографии трех источников света, Наппельбаум, играя полутонами, целенаправленно «загонял» в тень одну из сторон портрета. Такой же прием в своих работах, придававший картине подчеркнутый драматизм, использовал Рембрандт. Применение этого метода в фотографии позволило Наппельбауму не просто фиксировать внешний облик человека, но и передать его внутреннюю индивидуальность. Сам Наппельбаум никогда не скрывал, что в художественном поиске не раз обращался к опыту портретистов эпохи Возрождения.

Композитор Дмитрий Шостакович
Композитор Дмитрий Шостакович

В 1988 году сын мастера, Лев Наппельбаум, передал в Советский фонд культуры более 100 работ своего отца. Из них была составлена выставка «XX век. Лики эпохи». Выставка была передвижной и экспонировалась во многих городах страны. Даря коллекцию, Лев Моисеевич очень хотел, чтобы как можно больше людей увидело уникальные работы его отца.

Фотография – едва ли не самое непосредственное воспроизведение жизни, – следовательно, самое правдивое. Но если фотография ограничивается поверхностным, внешним изображением, которое с помощью фотоаппарата доступно каждому, она перестает быть искусством. Чтобы создать портрет, схожий с оригиналом, необходимо проникнуть в духовный мир человека, распознать его характер.
Моисей Наппельбаум
«От ремесла к искусству»

Моисей Наппельбаум ушёл из жизни 13 июня 1958 года. Несколько месяцев спустя вышла из печати его книга «От ремесла к искусству».

Продолжение.

В. П. РОМАНЕНКО
кандидат технических наук, заслуженный работник культуры РФ, член Союза писателей России
Поделиться
в соцсетях
биография люди Моисей Наппельбаум портретная фотография судьба человека творческая деятельность трудовая деятельность фотоархив фотограф фотографии фотоискусство фотохудожник Это интересно