Российская фотография. Век ХХ (ч. 20)
Продолжение. Начало в ч 1, ч 2, ч 3, ч 4, ч 5, ч 6, ч 7, ч 8, ч 9, ч 10, ч 11, ч 12, ч 13, ч 14, ч 15, ч 16, ч 17, ч 18, ч 19.
Военная эпопея Георгия Зельмы
Когда в 1939 году началась Вторая мировая война, Георгий Зельма, как военком «Известий», был прикомандирован к Красной Армии для фотосъёмок похода в Бессарабию и выехал в Кишинёв. Там его и застало начало Великой Отечественной войны.
В последующие месяцы Зельма снимал оборону Одессы. Затем он был переброшен на Северный фронт, где участвовал в боях на полуострове Рыбачьем и в сражении за Тихвин, которое закончилось освобождением города.
В 1942 году он стал членом Коммунистической партии во время наступления Воронежского фронта.
Самые значимые свои фотографии сделал во время главного сражения войны – во время жестоких боёв за Сталинград зимой 1942-1943 года.
В Сталинграде Зельма был с момента его превращения во фронтовой город до окончательного уничтожения гитлеровской группировки.
Цикл его репортажей производит впечатление своей достоверностью и простотой; сегодня без них не обходится почти ни одно издание, обращающееся к этой теме.
«Отснятые пленки отправлялись для проявки и печати самолетами в Москву. Иногда мы с фронтовым оператором, – вспоминал Георгий, – проявляли пленку сами. Для этого надо было под вражеским обстрелом перейти замерзшую Волгу – в село Бурковское. Там, в землянке, мы и устроили «лабораторию»: проявляли, сушили пленку, натягивая над ней простыни, – оберегая от земли, которая сыпалась с потолка из-за близких разрывов…»
Зельма провёл в окопах Сталинграда семь месяцев. После победы советских войск в этом городе Георгий Зельма вместе с 62-й армией генерала Чуйкова двигался на запад, снимал освобождение Донбасса и Одессы, подготовку к сражению за Варшаву. В 1944 году репортера на некоторое время отозвали и направили в Узбекистан снимать строительство Фархадской ГЭС. Затем – снова выезд на фронт, где он запечатлел бои за Варшаву и за Будапешт. В этом городе репортер, судя по всему, и встретил окончание войны с Германией. Сотни его фотографий военного времени по праву вошли в исторический фонд ценнейших документов Великой Отечественной войны. А самым лучшим и самым главным своим снимком он считал не фотографию о каком-либо сражении, а снимок «Письмо домой».
После войны документалист перешел в еженедельный журнал «Огонек». Выезжал на съемки в Сибирь, на Алтай, в Донбасс и снова в Среднюю Азию. Некоторое время он сотрудничал с журналом «Советская женщина». А с 1962 года Георгий Зельма работал фоторепортером агентства печати «Новости».
В последние годы жизни Зельма много времени и сил отдавал юным фотолюбителям. В подмосковном поселке Вороново, где был хороший клуб, он помог создать фотогалерею и при ней детскую студию, привлек к этому редакцию журнала «Советское фото» и щедро делился с ребятами своими знаниями и умениями.
Скончался Георгий Анатольевич в 1984 году. В общей сложности он посвятил фотографии около 60 лет жизни. Его лучшие снимки выставляются по всему миру, достойно представляя классику советской фотографии.
Кстати,
работы Георгия Зельмы находятся в собраниях крупнейших музеев мира, в том числе в Музее современного искусства на Манхеттене в Нью-Йорке, одном из первых и наиболее представительных музеев современного искусства в мире, послужившем эталоном для многих других собраний подобного рода.
{{commentsCount}}
Комментариев нет