Российская фотография. Век ХХ (ч. 23)
Продолжение. Начало в ч 1, ч 2, ч 3, ч 4, ч 5, ч 6, ч 7, ч 8, ч 9, ч 10, ч 11, ч 12, ч 13, ч 14, ч 15, ч 16, ч 17, ч 18, ч 19, ч 20, ч 21, ч 22.
Художник советской действительности
Сегодня мы хотим рассказать вам о довоенном периоде творчества выдающегося отечественного фотографа Ивана Шагина.
Иван Михайлович родился в Ивановской области Ярославской губернии в 1904 году, в очень бедной крестьянской семье. Его детство и юность проходили в двадцатые годы, когда голод и гражданская война заставляли искать возможности зарабатывать на жизнь.
Жизнь юного Ивана Шагина проходила в скитаниях – он работал матросом в Волжском пароходстве, рабочим, помощником директора коммерческого магазина, где «дорос» до инструктора показательного государственного магазина-школы. Вероятно, способности Ивана вполне позволяли и дальше двигаться в направлении торговой деятельности, но его внезапно захватило новое увлечение.
С 1925 года в СССР начал выходить журнал «Советское фото», который быстро приобрел громадную популярность, и страну буквально захлестнула волна фотолюбительства. При заводах, клубах, домкомах возникали фотокружки и объединения фотолюбителей.
Молодой и любознательный Иван Шагин не остался в стороне – он вступил в кружок при газете «Наша жизнь», где занялся освоением основ фоторепортажа. Шагин оказался по-настоящему талантливым учеником, и вскоре его снимки уже публиковались в изданиях, выходивших под эгидой концерна «Сельхозгиз», а сам он оставил работу продавца для карьеры фотографа.
В 1930 году Иван Шагин начал сотрудничество с газетами «Наша жизнь» и «Кооперативная жизнь». Он всецело отдался своему новому делу: снимал крестьян, матросов, военные маневры, достижения индустриализации и коллективизации. При этом его работы были технически безупречными и одновременно необыкновенно лиричными. Искреннее любование своим предметом, точный взгляд и прирожденный талант быстро заслужили Шагину признание. Инструментом Ивана Шагина была старая крупноформатная камера с мехами, для которой требовались стеклянные пластинки, которые «в комплекте» с увесистой техникой составляли немалый вес, к тому же мастеру приходилось носить с собой несколько форматных кассет. Но фотограф не давал себе поблажек: несмотря на молниеносную реакцию и точный глаз, он работал медленно и обстоятельно, искал возможность запечатлеть ключевой момент действия и отобразить свое отношение к нему, найти неповторимый, выразительный ракурс.
Работы Ивана Шагина с успехом демонстрировались на выставке «Мастера советского фотоискусства» в 1935 году. А на Всесоюзной фотовыставке, организованной в Москве к 20-летию Октябрьской революции, были показаны уже восемнадцать фотографий Ивана Михайловича. Тематика отобранных работ была вполне предсказуемой: портреты и портретные группы руководителей партии и правительства, строительство, работа колхозов, жизнь Красной Армии. Настоящими шедеврами спортивных репортажей стали его снимки выступлений спортсменов на спортивных парадах в Москве и Ленинграде. Фотограф добился настоящего признания: перед самой войной в журнале «Советское фото» вышла посвященная Шагину статья с портретом фотографа, утверждавшая его как состоявшегося и признанного фотомастера, как «художника нашей действительности, умеющего ее видеть, понимать и служить ей своим искусством».
Но начавшаяся в 1941 году война круто изменила тематику его снимков.
Справка
«Советское фото» – советский, затем российский ежемесячный иллюстрированный журнал, издание Союза журналистов СССР. Был основан в 1926 году советским журналистом Михаилом Кольцовым при помощи бывших журнальных работников, редакторов журнала «Фотографические новости», издаваемого в период с 1906 по 1918 год в Санкт-Петербурге, учёных и профессоров Николая Евграфовича Ермилова и Вячеслава Измайловича Срезневского. Прекратил издаваться в 1997 году.
{{commentsCount}}
Комментариев нет