День республики № 58 от 28.05.2024

Российская фотография. Век ХХ (ч. 21)

29 мая в 10:10
4 просмотра
2 комментария
Борис Павлович Кудояров
Борис Павлович Кудояров

Продолжение. Начало в ч 1, ч 2, ч 3, ч 4, ч 5, ч 6, ч 7, ч 8, ч 9, ч 10, ч 11, ч 12, ч 13, ч 14, ч 15, ч 16, ч 17, ч 18, ч 19, ч 20.

Страна Советов в творчестве Бориса Кудоярова

В 1930-е годы в СССР быстро росла промышленность, сельское хозяйство переходило на путь коллективизации. Эти процессы активно освещались в советской прессе. Среди тех, кто принимал активное участие в создании фотолетописи великих свершений, был и Борис Кудояров.

Начало коллективизации во Всеволожском р-не Ленинградской обл. 30-е гг.
Начало коллективизации во Всеволожском р-не Ленинградской обл. 30-е гг.

Будущий фоторепортер родился в Ташкенте в 1898 году. 20-летний Борис Кудояров служил в Красной армии в Средней Азии, затем работал начальником милиции Самарканда, а в 26 лет увлекся фотографией. В 20-е годы в качестве фоторепортёра Кудояров приступил к работе в столичных изданиях. Так, с 1925 года он начал работать репортером в журнале «Физкультура и спорт». Затем, сотрудничая с агентствами «Унионфото» и «Союзфото», снимал стройки, школы, передовиков труда, словом, всё то новое, что постоянно появлялось в жизни России. В 1932 г. во время празднования Первого мая Борис Павлович с самолёта П-5 фотографировал Красную площадь с колоннами демонстрантов, оформление Метростроя, Дворец труда, Свердловскую площадь с портретами-гигантами посередине. В том же году в служебной поездке по предприятиям Нижегородского края сделал фотографии Нижегородского автомобильного завода, Сормовского, Выксинского завода, порта и других объектов. А с 1933 года он стал корреспондентом газет «Известия» и «Комсомольская правда». Особую значимость обрели фотоснимки, сделанные им в республиках Средней Азии. Они правдиво иллюстрируют труд и быт тамошних народов и те изменения, которые принесло в их жизнь новое время.

Школьницы Узбекистана
Школьницы Узбекистана

Особой творческой привязанностью Бориса Кудоярова была фотосъёмка спортивных сюжетов, поэтому он, как фотокорреспондент агентства «Союзфото», с большим энтузиазмом снимал соревнования, тренировки и стадионы.

«Спортивная тематика привлекала меня, потому что в спорте мне всегда кажется прекрасным человек, его сила, ловкость, пластика, движение, – объяснял Кудояров в 1934 году в выпуске журнала «Советское фото». – Динамика спорта к тому же чрезвычайно выигрышна для фотоснимка, дает много возможностей чисто профессиональных. Нравилась мне атмосфера тренировок и соревнования: солнечный свет, ветер, вода, зрители, захваченные спортивной борьбой».

Мелодии Кара-Кумов
Мелодии Кара-Кумов

Несмотря на то, что довоенное время в нашей стране было весьма непростым, и в нём было немало драматических событий, на снимках той эпохи много улыбающихся лиц, они полны своеобразного оптимизма и радостного настроения. В целом это свойственно и фотографиям, сделанным Борисом Кудояровым.

Несомненно, Борис Павлович Кудояров – один из самых ярких авторов советского периода развития фотоискусства. Его наиболее значимые работы будут связаны, прежде всего, с обороной Ленинграда во время Великой Отечественной войны. Об этом мы расскажем в нашем следующем очерке.

Продолжение.

Справка

Целью индустриализации было преодоление экономической и технической отсталости от капиталистических стран Запада, достижение экономической независимости, создание мощной оборонной системы, насыщение техникой аграрного сектора экономики. Средства на проведение индустриализации должна была дать коллективизация – объединение индивидуальных крестьянских хозяйств в коллективные (колхозы), закупка зерна по низким закупочным ценам, реализация – по высоким.

В. П. РОМАНЕНКО
кандидат технических наук, заслуженный работник культуры РФ, член Союза писателей России
Поделиться
в соцсетях
биография Борис Кудояров люди судьба человека творческая деятельность трудовая деятельность фотоархив фотограф фотографии фотоискусство фотокорреспондент фоторепортер фотохудожник Это интересно